Почти семь тысяч первоклашек из более чем 200 пилотных школ Башкортостана учатся по новой образовательной системе. Эти цифры озвучил на проходящей в Уфе всероссийской конференции «Начальная общеобразовательная школа в условиях внедрения ФГОС нового поколения: опыт, проблемы и перспективы» ректор Института развития образования РБ (ИРО) Рамиль Мазитов.
Напомним, новые федеральные стандарты для начальной школы обязательными для всех без исключения учебных заведений станут в сентябре 2011 года, поэтому вполне естественно, что сегодня эта тема волнует многих, причем не только педагогическое сообщество, но и родителей.
Какое образование получат будущие первоклассники, какие идеалы и ценности воспримут в новом образовательном процессе? Какие аспекты нового стандарта коснутся учителей? На эти и многие другие вопросы пытались найти ответы участники всероссийского форума.
В настоящий момент в школах региона работает 10 075 учителей начальных классов, 1 сентября 2010 года впервые за парты сели 43 353 ребят. 1 сентября 2011 года по предварительным данным ИРО РБ обучением первоклассников займутся 3170 учителей начальных классов.
— Перед системой образования РБ сегодня стоит очень серьезная задача – обеспечить полномасштабный и, главное, качественный переход на стандарты нового поколения, — сказал заместитель министра образования РБ Владимир Аристархов. — Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, обеспечивающее ведение постоянной методической поддержки педагога, получение оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использование инновационного опыта других образовательных учреждений.
Эти задачи призван решать Институт развития образования РБ. К слову, работа в этом направлении здесь проводится уже с 2009 года. Специалисты организуют семинары, консультации, курсы повышения квалификации и т.д.
По словам ректора ИРО РБ Рамиля Мазитова, новый образовательный стандарт требует того, чтобы ученик не просто учился. Учитель получит право направлять ученика, готовить к взрослой жизни.
— Учитель и ученик в новых стандартах должны сотрудничать между собой как личности, — пояснил он. — Главным будет не просто научить ребенка математике, окружающему миру, литературному чтению и информатике, но и на материале этих предметов создать условия для проявления универсальных умений. Начальная школа должна сформировать устойчивую потребность к саморазвитию, самообразованию, творческому самосовершенствованию, подготовить ученика к обучению на следующих образовательных уровнях. Учитель не должен быть сторонним наблюдателем, констатирующим неудачи своего воспитанника. Смысл педагогической деятельности современного учителя начальной общеобразовательной школы, реализующего самые инновационные идеи, состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать причину своих трудностей и найти способ преодолеть их самостоятельно. Ученик должен применять полученные знания, должен понимать, зачем они ему даны и что с ними можно сделать в жизненной, профессиональной или учебной ситуации.
Как считают приглашенные на семинар составители учебников, с точки зрения технологии обучения это будет основная трудность. По их мнению, «мы привыкли давать знания, а сейчас надо учить так, чтобы ребята могли их использовать в тех или иных ситуациях. Акцент делается на применении. Человек должен быть успешным в жизни, а успешным он будет только тогда, когда знания будут капитализированы».
Помимо пленарного заседания состоялись авторские и проблемные секции, круглые столы, мастер-классы. На них были затронуты следующие темы: психолого-педагогическое сопровождение учителя в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения, проблемы организации внеурочной деятельности учащихся, а также духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей. Кроме этого, были обсуждены психолого-педагогические аспекты организации коррекционной работы и реализации программы здорового образа жизни, организация преемственности дошкольного, начального и среднего общего образования, формирование и развитие метапредметных и универсальных учебных действий в условиях образовательного учреждения.