Во Вроцлаве закончился фестиваль "Диалог", проходящий здесь уже десять лет. Кристина Майсснер — мастерица метатеатральных сюжетов — разложила свой пасьянс: Фестиваль закончился противоречивой мозаикой из спектаклей, так или иначе отсылающих к тому, что является на сцене "документом".
Команда молодого бухарестского режиссера Джанины Кырбунариу отправилась в экспедицию в Тыргу-Муреш, чтобы собрать свидетельства о незаживающей ране этого трансильванского города — событиях 1991 года, сделавших живущих тут румын и венгров врагами. Так родился спектакль "20/20" — в фестивальной мозаике он оказался "нулевой точкой отсчета", репрезентируя подход, становящийся уже классическим и, увы, рутинным.
Иначе возникал "документ" в спектакле "И проклят будет предатель родины своей!" Оливера Фрлича. Хорватский режиссер сделал его в Словенском молодежном театре; это вторая часть его "Балканской трилогии"; первая была поставлена в Загребе, а третья — в сербской Субботице. Если кризис-менеджерами называют тех, кто борется с кризисом в коллективе, то Фрлича надо назвать кризис-режиссером, который, правда, не борется с кризисом, а, наоборот, этот кризис выявляет, усугубляет и на его материале делает спектакль