В Уфе большим гала-концертом закончился Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Цена билетов на этот вечер доходила до четырех тысяч рублей, зал был заполнен до самого райка желающими взглянуть на балетных людей другой породы, на выдающиеся природные данные танцовщиков экстра-класса и творимое ими искусство.
Режиссер концерта — худрук башкирского балета Леонора Куватова — составила программу так, чтобы зритель мог увидеть максимально широкий спектр всех видов и форм балета. Открывали гала-концерт прима-балерина Венской оперы Людмила Коновалова и премьер Большого театра Дмитрий Гуданов в па-де-де из «Спящей красавицы». Как ни странно, «чистейшей классики чистейший образец» в филигранном исполнении этуалей зал принял с прохладной вежливостью, но далее зрительские эмоции росли как на дрожжах.
Овациями провожали киевлян Наталью Мацак и Дениса Недака. Они представили неоклассическую хореографию Джорджа Баланчина и фрагмент «Красной Жизели» Бориса Эйфмана в его фирменной аффектированной мелодраматической манере (балет посвящен русской балерине Ольге Спесивцевой, кстати, о ней же фильм «Мания Жизели»). С этой парой уфимские балетоманы знакомы по прежним фестивалям, и забыть их трудно: голливудская внешность, утонченная красота вкупе с артистизмом и мастерством производят неизгладимое впечатление.
Еще одна незабываемая пара прошедшего вечера — супруги и солисты Берлинской национальной оперы — россиянин Михаил Канискин и мексиканка Элиза Каррильо Кабрера. Они исполнили фрагмент балета из репертуара своего театра — «Караваджо» в хореографии Мауро Бигонцетти. Мучительный разговор-борьба могучего Художника и хрупкой Музы был изматывающим по напряжению эмоций, и при этом демонстрировал красоту и возможности танцовщиков, особенно золотое во всех смыслах тело балерины. Второй же выход берлинских этуалей заставил балетоманов рыдать от смеха и счастья. Юмореска «Гран Па-де-де» на музыку Россини, поставленная немецким хореографом Кристианом Шпуком, уморительно пародирует штампы классического балета, не отменяя при этом их блистательного исполнения.
Зрители увидели образчик хореографии худрука балета Михайловского театра, испанца Начо Дуато. Пластический номер «Виолончель» на музыку Баха станцевала уфимская петербурженка Сабина Яппарова со своим партнером Андреем Касьяненко. Второй номер «михайловцев» познакомил зрителей со «Спартаком» не в привычной хореографии Григоровича, а в другой — Георгия Ковтуна. (Первый «перевертыш» случился на молодежном «сборнике», когда красноярский дуэт представил «Ромео и Джульетту» не в хореографии Лавровского, знакомой всем по кинокадрам с Галиной Улановой, а в свежей постановке Сергея Боброва).
Молодая солистка Мариинского театра Оксана Скорик запомнилась удивительно красивыми ногами с выразительным подъемом и высоким шагом. И, конечно, достойным своего театра уровнем танца. Премьер «Мариинки» Игорь Колб станцевал с ней классический номер из «Корсара» и исполнил «современный» сольный номер.
В целом, отличились мужчины-танцовщики . Публика устраивала овации только при объявлении имени Дину Тамазлакару, солиста Берлинской оперы, полюбившегося уфимцам еще на прежних фестивалях. Зажигательный молдаванин с подкупающей артистической свободой выступил в трех номерах, показав и в классическом, и в современном балете изумительную технику вращений и прыжков.
Завершить гала-концерт предоставили молодым солистам Кремлевского балета Саори Коике и Егору Мотузову: с артистами уфимской труппы они исполнили под занавес знаменитое Гран-па из «Дон Кихота».