В ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» разрабатываются новые для России технологические процессы изготовления узлов газотурбинного двигателя (ГТД). Эти работы ведутся в рамках проекта «Создание технологий и промышленного производства узлов и лопаток ГТД с облегченными высокопрочными конструкциями для авиационных двигателей новых поколений», финансируемого Правительством России.
Как сообщили в управлении корпоративных коммуникаций УМПО, в настоящее время в цехах предприятия идут работы по изготовлению важнейших деталей перспективных двигателей. Первый комплект деталей и сборочных единиц нового образца планируется выпустить осенью нынешнего года.
Изготовление прототипов деталей проходит в рамках постановления РФ «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».
Напомним, в 2010 году УМПО в сотрудничестве с УГАТУ получило грант Министерства образования и науки России. Проект субсидирован в размере 274,7 млн рублей. Итогом его реализации должны стать апробированные и освоенные в серийном производстве инновационные технологии изготовления узлов и лопаток с облегченными высокопрочными конструкциями для газотурбинных двигателей самолетов пятого и шестого поколений.
В рамках проекта в УМПО создана опытно-промышленная база, включающая не только спецоборудование, но и учебный центр для подготовки специалистов, способных осваивать инновационные технологии, используя уникальное оборудование. Успешно разработаны поэтапные технологические процессы изготовления узлов и лопаток ГТД. Это такие перспективные технологии, как линейная сварка трением, изотермическая штамповка, сверхпластичное формование и диффузионная сварка.
На данный момент рабочая группа из специалистов завода и вуза занята проектированием экспериментальной оснастки для линейной сварки трением, состоящей из двух частей: дискового модуля и кассеты для лопатки. Параллельно изготавливаются комплектующие для будущих моноколес, предназначенные для отработки самой технологии сварки, для тестирования процесса механической обработки и постановки на разгонные стенды НПП «Мотор» – партнера УМПО.
— Научно-производственная работа, которая сегодня ведется в УМПО, открывает перед моторостроителями возможность применения моноколес на авиационных двигателях различного назначения, — отмечает управляющий директор ОАО «УМПО» Александр Артюхов. – Ожидается, что внедрение этих инновационных технологий позволит максимально приблизиться к созданию современных двигателей, в том числе двигателя пятого поколения ПД-14, узлы которого собираются на нашем заводе. Все научные изыскания по федеральному постановлению направлены на скорейшее внедрение инноваций и выпуск конкурентоспособной продукции в области авиадвигателестроения.