Берёста, или береста́ — верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого.

На Руси издревле использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари (туеса, плетёные берестяные лукошки, короба), художественных поделок, как материал для письма (берестяные грамоты).

Берестяные грамоты
Берёста была одним из главных писчих материалов в Индии до появления бумаги. Техника письма была более сложной, чем на Руси. Писали по берёсте, как и на пальмовых листьях, острым металлическим грифелем или каламом, царапающим (по листьям) или проминающим (по берёсте) поверхность писчего материала, а затем протирали надпись сажей, углём или листьями растений, сок которых окислялся и темнел.

Другое применение
Различные народы используют берёсту в качестве кровельного материала и для изготовления лодок.

Берёста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому многие народы России издавна используют её для растопки печей и разжигания костров.

Современное применение
В России из берёсты изготовляют наборные рукоятки ножей. Такие рукоятки позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару из-за низкой теплопроводности берёсты. Высокие водоотталкивающие свойства берёсты позволяют делать рукоятки ножей без дополнительной пропитки.

Пучок берёсты — простейшая форма факела.

Из берёсты путём сухой перегонки получают дёготь, который входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона.

Декоративно-прикладное применение
Берёста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других изделий изделия из бересты.

Иркутский художник Евгений Ушаков разработал уникальную технику пластинчатой мозаики из берёсты, в которой создавал картины и станковые панно.