Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает наш выдающийся земляк — известный писатель и драматург Азат Хаматович (Мухаметович) Абдуллин. Он родился 26 июня 1931 года в селе Башкирская Ургинка Зианчуринского района Республики Башкортостан.
В литературу Азат Абдуллин вошел в 1963 году драмой «Не забывай меня, солнце!», посвященной трагической судьбе талантливого русского поэта Сергея Чекмарева, приехавшего из Москвы на работу в послереволюционный Башкортостан. Автор сумел создать романтически возвышенный, поэтически одухотворенный образ молодого поэта, на чью долю выпало немало испытаний, обусловленных остротой общественных противоречий 1930-х годов. Драма успешно ставилась на сценах многих театров страны, несколько раз переиздавалась в Уфе и Москве. В 1983 году в Хайбуллинском районе республики учредили литературную премию имени Сергея Чекмарева, первым лауреатом которой заслуженно стал Азат Абдуллин.

В 1970-е годы драма Азата Абдуллина «Тринадцатый председатель» принесла автору мировую известность. В советские времена пьеса, где впервые освещаются глубокие противоречия в жизни колхозной деревни, была поставлена в театре имени Вахтангова, главную роль исполнил Василий Лановой. В дальнейшем постановка с успехом шла на сценах более ста театров страны, а также в Болгарии, Чехословакии, Румынии, США и др.
В 1985 году драматург написал продолжение «Тринадцатого председателя» под названием «Последний патриарх». Хотя вторая пьеса дилогии по остроте социальных проблем несколько уступала первой, она была ценна реалистическим отражением действительности конца 1970-х годов.
Азат Абдуллин – талантливый публицист. В очерках «Табунщик», «Звучащее поле», «Сияние таланта» («Избранные произведения», Уфа, 1990) воссозданы портреты современников – представителей различных профессий. Их характеры, психология, мировоззрение раскрыты на основе реальных фактов жизни. В повестях «Белое молоко» и «Красная роза» писатель развивает темы своих пьес.
Одно из последних произведений Абдуллина — «Нездешний сад» привлекло внимание режиссера Романа Виктюка. В основе этой пьесы — жизнь Рудольфа Нуреева. В ней прослеживается мысль о том, что вся биография великого танцовщика — это грандиозное шоу, в котором нищета и безвестность сменились славой и богатством, а потом роскошная жизнь омрачилась неизлечимой болезнью. Разговор с матерью, урок в хореографическом училище, встреча с балетной труппой, знаменитой Марго Фонтейн, эмоциональная опустошенность после спектакля, одиночество и обреченность на вечный поиск близкой души — такова пьеса земляка о земляке. Любопытен сам образ балетного искусства, который создается в спектакле. Это не ликующий мир юности и одухотворенной красоты человеческого тела, а боль и усталость натруженных мышц.
Кстати, постановка Виктюка – это первый случай за последние 20 лет, когда столичный режиссер обратился к творчеству национального драматурга. Азат Абдуллин вместе с великим Мустаем Каримом до сих пор остаются единственными башкирскими драматургами, получившими признание за пределами республики. Очень жаль, что у талантливого мастера не было возможности творить и работать на своей родной земле. Азат Абдуллин был даже вынужден покинуть Башкортостан, о чем он с болью говорил автору этих строк в 1980-ые годы в телефонном разговоре из Москвы.
В 1984 году за большой вклад в развитие советской культуры Азат Абдуллин был награжден орденом «Знак Почета».
За последние годы в башкирском издательстве «Китап» вышел большой однотомник избранных произведений Азата Абдуллина, куда вошли его лучшие художественные произведения, а также публицистика и письма. Эти письма — переписка на высоком официальном уровне с судом, прокуратурой. В них автор выступал против запрета своих произведений. Борьба за прототипа героя «Тринадцатого председателя» Сагадеева — Ивана Андреевича Снимчикова шла более 13 лет: с августа 1953 года по 1967-й. Азат Абдуллин писал письма руководителям страны, в адрес партийных съездов и все же добился того, что с Ивана Снимчикова были сняты все судимости и он был полностью реабилитирован.
Фирменный стиль всех пьес Абдуллина — добротность литературного и достоверность исторического материала. Драматург и сегодня, как и в далекие 70-е годы прошлого века, востребован режиссерами и продолжает творить. Сейчас он работает над новой пьесой, в которой речь идет о событиях последних десятилетий нашей истории. Хочется думать, что Азат Абдуллин обязательно нас удивит и порадует.

 Copyright 
  Анонсы новостей добавляются на сайт в автоматичеком режиме через RSS каналы:

  • news.yandex.ru
  • bashinform.ru
  • www.rg.ru