Значительное снижение объема перевозок – как грузовых, так и пассажирских – зафиксировала по итогам 2010-2011 годов Контрольно-счетная палата Башкортостана, проверив деятельность крупнейшего в регионе государственного предприятия-перевозчика «Башавтотранс». Так, в прошлом году объем перевозок сократился по сравнению с 2009 годом на 22 процента, пассажирооборота — на 23 процента, доходы уменьшились на четыре процента. В этом году тенденция продолжается, хотя снижение несколько меньше.
Подобная картина характерна для отрасли в целом: во многом это следствие финансового кризиса 2008 года, из-за которого объемы перевозок сократились в разы. Что касается непосредственно «Башавтотранса», то в качестве основных причин низкой рентабельности предприятия ревизоры выделили прежде всего снижение объема перевозок при сохранении всей транспортной инфраструктуры, а также рост цен на энергоресурсы, тогда как тарифы на перевозки существенно не изменились. При этом основную долю убытков составляют пассажирские перевозки, что связано главным образом с большой социальной нагрузкой. На сегодняшний день различными льготами при оплате проезда пользуются не меньше половины пассажиров «Башавтотранса». При этом выделяемые бюджетные ассигнования компенсируют себестоимость перевозки одного пассажира лишь на 30 процентов.
Несмотря на все сложности, предприятие регулярно обновляет автопарк и в целом идет в ногу со временем. Так, здесь широко практикуется безналичный расчет с помощью пластиковых карт, внедряется система спутниковой навигации.
В упрек собственникам госпредприятия — Государственному комитету Башкортостана по транспорту и дорожному хозяйству и Министерству земельных и имущественных отношений республики было сказано о том, что в регионе до сих пор не разработана концепция развития пассажирского автотранспорта, что органы исполнительной власти мало взаимодействуют с муниципалитетами, которые тоже обладают достаточно широким кругом полномочий в части пассажирских перевозок – к примеру, только местные администрации могут согласовывать маршруты внутри населенного пункта.
Справедливости ради было отмечено, что и на федеральном уровне нет закона, определяющего общие принципы организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения.
— Доклад Контрольно-счетной палаты отражает истинное положение «Башавтотранса»,- констатировал начальник отдела координации деятельности предприятий автомобильного транспорта Госкомитета Филюс Уразбахтин. – Очевидно, что в таком формате, как сейчас, предприятие существовать не может.
— Необходимо оптимизировать систему управления пассажирского транспорта, привлекать инвестиции в данную отрасль, развивать государственно-частное партнерство, механизмы логистических товарно-транспортных технологий перевозок, а также обеспечить равные экономические условия деятельности для всех перевозчиков независимо от формы собственности, — считают в КСП. — Только за счет повышения тарифов или увеличения ассигнований из бюджета проблем предприятия не решить.
— Главное – увеличить доходность, — отметил в свою очередь генеральный директор предприятия Алексей Клуг. – Для этого мы должны стать более клиентоориентированными.
Чтобы понять потребности населения, проводятся различные социологические опросы, уже в октябре заработает круглосуточная «горячая линия», внедряются различные программы лояльности, позволяющие гражданам экономить на поездках и т.д. Кроме того, в ближайших планах сделать автобусы внешне более узнаваемыми. Все это, по мнению руководства предприятия, должно увеличить пассажиропоток и, соответственно, повысить доходы. С этой же целью автобусы будут оснащены спутниковым оборудованием, что позволит контролировать маршрут передвижения машин, и так называемыми расходомерами – для того, чтобы следить за расходом топлива.
По словам Алексея Клуга, уже по итогам этого года сумма убытков сократится, предположительно, на 100 миллионов рублей.