— Бренд «Башкирский мед» не доступен основной массе пчеловодов Башкирии,- считает вице-президент «Башкирской медовой ассоциации» Сергей Мулюков.
Правом использовать этот бренд обладает в республике только Государственное управление «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии» (ГУ БНИЦА). Но кроме ГУ БНИЦА в республике работают такие предприятия, как Государственные управления сельхозпроизводителей по пчеловодству «Бирское», «Стерлитамакское», «Уфимское», заповедник «Шульган-Таш», ООО «Башкирские пасеки» и многие другие пчеловодческие предприятия различных форм собственности. Все они лишены возможности пользоваться брендом «Башкирский мед», что сказывается на реализации продукции.
По этому поводу в Правительство Башкортостана, в Министерство сельского хозяйства РБ и другие вышестоящие организации поступает много обращений, жалоб, писем, предложений.
При реализации другими организациями продукции пчеловодства под популярным брендом ГУ БНИЦА подает на них в суд, и начинаются судебные разбирательства. Таким образом, это государственное предприятие добивается монопольного права использования бренда и вынуждает других пчеловодов республики сдавать продукцию ему на переработку по низким ценам, получая при этом максимальную прибыль.
ГУ БНИЦА взяло на себя карательные функции, и уже есть пострадавшие: организации, продававшие мед башкирских пчеловодов, были обложены крупными штрафами в судебном порядке.
— Я, как профессиональный эксперт в этом вопросе, со всей ответственностью могу заявить, что в настоящий момент ни одна башкирская организация, ни один житель Башкортостана не сможет законным путем получить свидетельство наименования места происхождения товара «Башкирский мед»,- подчеркнул Сергей Мулюков. — Все дело в том, что когда ГУ БНИЦА в 2005 году регистрировало свое свидетельство, ее руководство завысило показатели свойств меда. Это было сделано для того, чтобы больше никто и никогда не смог получить аналогичный документ. И в данный момент БНИЦА является монополистом на право владения брендом «Башкирский мед», создавая тем самым недобросовестную конкуренцию.
В Федеральной антимонопольной службе по Республике Башкортостан в 2011 году по этому вопросу уже состоялось два слушания. На них руководитель БНИЦА Амир Ишемгулов признал, что ГУ БНИЦА производит свою продукцию в рамках существующего ГОСТа, но есть отклонения от показателей, заложенных в свидетельстве наименования места происхождения товара «Башкирский мед». А это — грубое нарушение федерального закона.
Бренд «Башкирский мед» сегодня самый узнаваемый и потенциально перспективный для Башкортостана. Первая международная награда высшего достоинства была получена ещё в 1900 году в Париже.
Сергей Мулюков призывает пчеловодов республики сплотиться и создать качественный продукт — региональный бренд, который станет символом поступательного интенсивного развития нового Башкортостана.
Пока же башкирские пчеловоды и региональные переработчики меда не могут использовать бренд «Башкирский мед», тем самым дискредитируя и себя, и имидж целого региона. Это все равно, что жить в родном доме и не чувствовать себя в нем хозяином.
Международные аналитики оценивают национальный бренд «Россия» в 663 миллиарда долларов.
— По моим оценкам, — говорит Сергей Мулюков, — бренд «Башкирский мед» при должном его развитии может стоить 1 миллиард долларов. — Этот финансовый рычаг должен служить на благо каждому жителю нашей республики.