В Уфе накануне состоялся 5-й ежегодный республиканский семинар-совещание на тему «Нормативно-правовое регулирование, технологическое обеспечение и экономическое стимулирование системы управления  отходами в Республике Башкортостан». В совещании приняли участие более 50 руководителей  природоохранных служб предприятий и главные специалисты контрольно-надзорных органов: Управления Росприроднадзора по РБ, природоохранной прокуратуры, Министерства природопользования и экологии РБ, Управления государственной экспертизы РБ, Центра гигиены и эпидемиологии в РБ, ГУП «Табигат».

Цель мероприятия — предоставить предприятиям республики информацию по изменениям законодательства в  области обращения с опасными отходами. Также ставилась задача познакомить с лучшими технологиями в сфере обращения с отходами, дать информацию по формам экономического стимулирования, порядку учета отходов, оформления проектной и разрешительной документации и эксплуатации полигонов. Семинар стал также площадкой для обсуждения проблем правоприменения и формирования предложений по оптимизации процесса обращения с опасными отходами на территории Башкирии.
Председатель Ассоциации по отходам РБ Александр Веселов открыл совещание развернутой презентацией и сообщением о предстоящих в этом году изменениях федерального законодательства. В частности, по поручению Президента РФ в Госдуму до 1 апреля  будут внесены  законопроекты, предусматривающие экономическое стимулирование внедрения малоотходных технологий и технологий по переработке отходов. Будут рассмотрены налоговое стимулирование, взаимозачет платы за размещение отходов, усиление роли  некоммерческих объединений малого и среднего бизнеса в этой сфере, переход от лицензирования в сфере обращения с отходами к саморегулируемым организациями.
С начала года в показатели эффективности управления органов государственной власти субъектов федерации введен раздел «Охрана окружающей среды». В связи с этим перед республикой встала задача перестройки системы управления качеством окружающей среды. Однако Башкортостан опередил принятие этого федерального документа и уже ввел в действие показатели эффективности деятельности  министерств и ведомств. В частности, Минэкологии РБ в текущем году обязано обеспечить увеличение объема переработки отходов на 431 тысячу тонн.
Участники дискуссии единодушно отметили, что разрешительная документация и отчетность в сфере управления отходами все более усложняется и бюрократизируется. Это не способствует реальному учету движения отходов и снижению их воздействия на окружающую среду. Для устранения данной проблемы принято решение обратиться в Минприроды РФ с просьбой о разработке и введении в действие перечня официальных нормативно-технических документов, которыми нужно руководствоваться. Также необходим регламент осуществления государственной функции по рассмотрению и выдаче разрешительной документации в сфере обращения с отходами.
По итогам совещания Ассоциация по отходам РБ также планирует обратиться в Правительство РФ с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта «Об упаковке и упаковочных материалах». Цель законопроекта — введение залоговой стоимости упаковки, поворот к практике применения возвратной тары многоразового использования (вспомним стеклянные молочные и кефирные бутылки).
Отмечен также рост интереса частного бизнеса республики к производству товаров из отходов. К примеру, налажено производство тротуарной плитки из переработанных автошин или ПЭТФ-бутылок. Изготавливаются дорожные канализационные люки из отходов пластика. Производятся «евродрова» из отходов древесины или гречневой шелухи. Строится энергосберегающие дома из коры, соломы и опилок. Однако при этом  отраслевой республиканский рынок отходов не ощущает абсолютно никакой поддержки со стороны  государства, хотя госпомощь гарантируется соответствующим республиканским законом о малом и среднем предпринимательстве.
Одна из основных проблем — наличие в республике более 200 внутризаводских полигонов для размещения   опасных отходов, построенных 30-50 лет назад без какой–либо гидроизоляции. Здесь отсутствует достоверный государственный учет захоронения отходов. Из-за этого владельцы недодают в бюджет значительные суммы в виде платы за воздействие на окружающую среду.
Яркий пример — Цветаевский полигон в Гафурийском районе, на котором при наличии четырех самостоятельных владельцев размещаются нефтехимические отходы Стерлитамака. Полигон стал мощнейшим  источником техногенного воздействия на прилегающую территорию.
По мнению Александра Веселова, выходом из сложившейся ситуации может стать только разработка республиканской программы по управлению опасными промышленными отходами.(Часть таких отходов сейчас переводится в статус обычных бытовых свалок). Программа должна предусматривать поэтапное закрытие и рекультивацию внутризаводских полигонов и строительство соответствующих межрайонных полигонов, которые будут передаваться единой управляющей компании.

 Copyright 
  Анонсы новостей добавляются на сайт в автоматичеком режиме через RSS каналы:

  • news.yandex.ru
  • bashinform.ru
  • www.rg.ru