С нового года в России будет действовать «третий антимонопольный пакет» законов, предложенный Федеральной антимонопольной службой и подписанный 6 декабря этого года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым. В данном пакете содержится множество новаций, изменений и уточнений. О них рассказала сегодня руководитель УФАС по Республике Башкортостан Зульфира Акбашева на пресс-конференции в агентстве «Башинформ», посвященной развитию антимонопольного законодательства в стране.
Зульфира Акбашева сообщила о поправках, внесенных «третьим антимонопольным пакетом» в Федеральный закон «О защите конкуренции», Уголовный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие документы.
Напомним, документ был принят Госдумой 22 ноября, одобрен Советом Федерации 29 ноября нынешнего года. Основные изменения, предлагаемые «третьим антимонопольным пакетом», направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены и закрепление права Правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий.
Закон предоставит ФАС право направлять предостережения должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на рынке, если такое заявление может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Также дает право выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Как отметила Зульфира Акбашева, «третий антимонопольный пакет» позволяет реально запустить механизм конкуренции, сделать работу бизнеса прозрачной, а рынок цивилизованным. В то же время очевидно, что механизм конкуренции раскручивается медленно, и нашей стране для выстаивания системы понадобилось 20 лет, напомнила глава УФАС.
Закон уточняет определение таких понятий, как «координация экономической деятельности», «признаки ограничения конкуренции», «вертикальное соглашение», «государственные или муниципальные преференции». В частности, к числу последних отнесено предоставление органами госвласти или местного самоуправления государственных или муниципальных гарантий.
Закон уточняет критерии определения монопольно высокой цены товара. В частности, для повышения объективности оценки антимонопольным органом цены товара, установленной хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, предусматривается положение, в соответствии с которым стоимость товара не признается монопольно высокой в случае не превышения цены, сформировавшейся на товарной бирже, где торги организованы с учетом антимонопольных правил.
Кроме того, законом предусмотрено, что при определении монопольно высокой цены товара могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.
«Третий антимонопольный пакет» предусматривает, что федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства РФ устанавливаются правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий. Указанные правила будут способствовать исключению злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, владеющих такими объектами инфраструктуры.
Одним из новшеств является установление дополнительных полномочий по ведению реестров лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Помимо того, в целях повышения эффективности контроля законом вводится документарная форма проверки.
В разговоре с журналистами Зульфира Акбашева подчеркнула также открытость антимонопольного ведомства. Вся информация о деятельности Башкортостанского УФАС размещается на официальном сайте, который сейчас модернизируется с тем, чтобы была обратная связь с пользователями.