Каждый весной в Уфу с гастролями приезжает Альметьевский татарский государственный драматический театр. В этом году гастроли альметьевцев начнутся 11 апреля на сцене Уфимского государственного татарского театра «Нур». По традиции «нуровцы» в эти дни отправятся в Альметьевск.
Среди шести привезенных Альметьевским театром спектаклей, первым столичные зрители увидят легенду о любви «Ашик-Кериб» в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Искандэра Сакаева.
На вопрос, для чего было необходимо обращение к восточному эпосу, режиссер с башкиро-татарскими корнями ответил:
– Я начал ощущать и в театре, и в жизни дефицит чувств – простых, открытых, ясных. Дефицит душевных теплых отношений, не соплей и слез, а какого-то момента сопряжения высоких чувств и высоких страстей. Поскольку вещь сочинена давно, наша задача рассказать древнюю историю современным сценическим языком. А вариант иронического отстранения, некоего театрального комментария необходим, чтобы экстракт душевности сразу не убил. Когда принимаешь лекарство в большой дозе, можно отравиться. А когда по чуть-чуть, разбавленное с медом, оно хорошо идет. Мы же сейчас ничему не верим: словам не верим, глазам не верим, действиям не верим. А театр – единственное место, где человек хочет быть обманутым, но так, чтобы он этого не заметил. Наша задача сделать этот обман с одной стороны убедительным, с другой – незаметным…
Эта прививка душевности отнюдь не единственная. Театр с большой творческой перспективой, крепким актерским составом притягивает столичных режиссеров. Так, спектакль по пьесе Мансура Гилязова «Оҗмах капкасы» («Врата рая») объединил казанских мастеров – режиссера Рената Аюпова, режиссера по пластике Рустама Фаткуллина, художника Сергея Скоморохова, композитора Юрия Чаплина – и альметьевскую труппу.
Тема спектакля «Балакаем» («Дитя мое») по пьесе Ильгиза Зайниева не нова в мире искусства: о том, как путы наркотиков затягивают молодых, написаны повести, сняты фильмы. Но на сцене, когда контакт актера и зрителя устанавливаются, что называется, вживую, драма героя, продавшего сестренку за очередную дозу и потерявшего любимую девушку, ощущается острее. В спектакле много музыки, танцев, массовых сцен. И минимум слов. Постановка молодого режиссера Нафисы Исмагиловой стала участницей первого фестиваля молодой татарской режиссуры «Ремесло», а в этом году спектакль стал лауреатом Республиканской премии имени Мусы Джалиля.
В гастрольной афише — две пьесы драматурга Данила Салихова — «Баязит» и «Капчык». Они разные и по жанру, и по тематике, и по восприятию зрителя. Пьеса «Баязит» из разряда тех, что заставляют задуматься. Перед шагом в ад или рай ее главный герой — писатель Баязит Асхадуллович, задает себе вопросы, которые тревожат любого творческого человека: «Воплотились мои мечты в жизнь?». Во второй пьесе Данила Салихова нет философских размышлений, психологического напряжения. «Капчык» («Мешок») – легкая игровая комедия с незамысловатым сюжетом.
Завершает гастрольную программу простая жизненная история Наиля Гаитбаева «Кызлар килде авылга» («Давай поженимся!») в постановке Ильдара Хайруллина. Спектакль – один из самых любимых зрителем. Его уже видели в Челябинске, Удмуртии, Самарской области.