Самый крупный христианский праздник – Рождество Христово отмечают сегодня католические и протестантские общины нашей страны наряду со своими единоверцами во всем мире.
История Рождества, отмечающегося более чем в 100 странах, восходит к IV веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным, и сейчас уже сложно сказать, почему выбор пал именно на 25 декабря. Возможно, это связано с тем, что в этот день в Римской империи отмечался языческий праздник в честь бога Сатурна. Сатурналии являлись неким аналогом современных Рождества и Нового года, объединенных в одно целое. По всей вероятности, языческая традиция просто переросла в христианскую, и Сатурналии были заменены Рождеством.
Рождество имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней постпразднества. В канун праздника верующим предписано соблюдать особо строгий пост, получивший название сочельник, поскольку в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. Вечером в канун праздника принято вспоминать ветхозаветные пророчества и события, связанные в библейской традиции с рождением Иисуса Христа.
Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина. Кроме того, в XIII веке появился обычай, введенный Франциском Ассизским, выставлять в храмах для поклонения ясли с помещенной в них фигуркой младенца Иисуса. Со временем ясли перед Рождеством начали ставить не только в храмах, но и в домах.
У многих народов в праздновании Рождества тесно переплелись христианские и языческие традиции. Так, например, в католических странах хорошо известен обычай колядования в рождественские святки — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют ряженые в масках и шкурах животных. Обычай этот неоднократно осуждался священнослужителями как языческий, но, несмотря на это, сохранился.
О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественского полена». Полено торжественно, с соблюдением различных церемоний, вносится в дом и на нем вырезается крест. После этого полено поджигается и над ним читается молитва. Затем полено посыпается зерном, поливается медом, вином и маслом, на него кладутся кусочки еды. При этом к полену принято обращаться как к живому существу и поднимать в его честь бокалы вина.
Характерным элементом Рождества является обычай устанавливать в домах наряженную ель. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, у которых ель считалась символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику — ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.
В общей сложности в мире сегодня насчитывается около 2,1 миллиарда христиан, и для большинства из них 25 декабря является, наряду с Пасхой, одним из двух главных праздников в году. В нашей стране прихожанами католических и протестантских храмов в основном являются выходцы из стран Западной Европы, как укоренившиеся в России, так и находящиеся здесь в связи с работой или учебой. Согласно проведенному социологическому опросу, отмечать Рождество сегодня планируют около шести процентов россиян.
В Башкирии также есть свои последователи западных направлений христианства. Только в Уфе Рождество встречают сегодня примерно 15 тысяч католиков, постоянно проживающих в столице республики. Это в основном немцы, украинцы, поляки, литовцы, белорусы, латыши, венгры, чехи. Кроме того, в Уфу приезжает много католиков на учебу и работу, есть представители этого направления христианства и в других городах и районах республики.
Католики на территории современного Башкортостана появились более 300 лет назад. Первые католические мессы здесь проводились ссыльными польскими священниками еще в XVIII веке в частных домах. Первая домовая католическая церковь была открыта в Уфе в доме чиновника Осипова в 1863 году. В 1888 году отставным унтер-офицером С.О.Черешко был приобретен и подарен Римско-католической церкви дом под снос, на углу улиц Никольской и Почтовой (ныне Гафури и Пушкина). На этом месте был построен католический костел, освященный в 1890 году в честь Воздвижения Креста Господня, что и дало название приходу. Первым капелланом в нем стал ксендз Мацкевич. Однако с приходом Советской власти католицизм, как и все остальные религии, подвергся гонениям. Костел в Уфе закрыли и разместили в его здании детский сад, а потом клуб Общества слепых. Впоследствии здание костела было окончательно разрушено и снесено.
Католический приход в Уфе восстановили только в 1993 году, назвав его, как и прежде, в честь Воздвижения Святого Креста. Однако он до сих пор не имеет своего здания и располагается в одной из частных квартир по улице Российская.
Наряду с католиками, в Башкирии проживают и представители лютеранской общины. При общине работают детские творческие коллективы, в Уфе есть полноценная кирха, в которой регулярно проводятся богослужения.
Примечательно, что наряду с лютеранами и католиками Рождество сегодня отмечают и ряд православных церквей, принявших в 20-х годах прошлого века новоюлианский календарь. В их числе православные церкви Болгарии, Греции, Кипра и Румынии. В Башкирии Рождество по традициям Болгарской православной церкви отмечают представители Общества дружбы «Башкортостан — Болгария». По уже сложившейся традиции Общество организовало по этому случаю рождественский праздник для детей.
Свой вклад в празднование рождества по традициям западных христиан вносят и другие национально-культурные центры республики. Например, Центр польской культуры и просвещения Башкортостана совместно с Национальной польской воскресной школой имени А. Пенькевича организует в виде детского праздника празднование Рождества по польским традициям.