Накануне Дня космонавтики в Москве проходит конференция «Медико-биологическое обеспечение подготовки и осуществления полета в космос первого человека Земли Ю.А.Гагарина». Об этом сообщает интернет-портал «Оружие России». Участник конференции, академик РАН и РАМН, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, вице-президент РАН Анатолий Григорьев, отвечая на вопросы СМИ, высказал свое отношение к полетам на Марс и Луну. Относительно полета на Марс говорить что-то однозначно, по его словам, сегодня трудно. Должно быть принято конкретное решение, после которого может начаться финансирование и разработка программ. И лишь после этого, как отметил Григорьев, пройдет еще не менее 20 лет до практического решения этого вопроса.
«Потому что самое главное в этом – обеспечение безопасности экипажа, связанное с рядом технических, психологических и медицинских аспектов. Поэтому чем быстрее будет принято решение, тем больше вероятность того, что мы станем свидетелями этого полета», — сказал академик.
По мнению Григорьева, программа освоения Луны весьма важна, но программа «Марс-500» более престижна и актуальна. Это он обосновал тем, что полеты на Марс с технической и медико-биологической точек зрения более интересны, что сказывается на более активном ведении целого ряда исследований в этой области. Так, в ближайшее время на Марс будет отправлено более 5000 живых микроорганизмов и через определенное время они будут возвращены на Землю. Это позволит оценить влияние радиационного фактора на их жизнедеятельность. Тем не менее, полет на Луну и освоение спутника Земли Григорьев также считает очень актуальной задачей.
Относительно влияния радиационного фактора на человека в космосе Григорьев отметил, что сегодня это очень важная проблема и все, что с ней связано, постоянно изучается. «Мы работаем в этом направлении с физиками и радиобиологами. Сейчас есть средства, помогающие противодействовать этому фактору. В основном, это фармакологические средства, электромагнитная защита и ряд других средств. Но сейчас нет средства, которое удовлетворило бы нас по надежности и глубине отработки. Поэтому это является приоритетной задачей для будущих исследований», — отметил Григорьев.
По его словам, в этом вопросе российская сторона постоянно обменивается информацией с американцами, и такой обмен осуществлялся даже в период «холодной войны». Это связано с тем, что «развитие космонавтики не должны определять такие критерии, как — кто победит, или кто уступает». Здесь более важным он считает «не приоритеты той или иной страны, а научные приоритеты».
Справка. Проект «Марс-500» проводится Государственным научным центром Российской Федерации – Институтом медико-биологических проблем РАН под эгидой Роскосмоса и Российской академии наук. В него входит ряд экспериментов, имитирующих те или иные аспекты межпланетного пилотируемого полета. Основой является серия экспериментов по длительной изоляции экипажа в условиях специально созданного наземного экспериментального комплекса.
Целью проекта является исследование системы «человек – окружающая среда» и получение экспериментальных данных о состоянии здоровья и работоспособности экипажа, длительно находящегося в условиях изоляции в герметично замкнутом пространстве ограниченного объема при моделировании основных особенностей марсианского полета (сверхдлительность, автономность, измененные условия коммуникации с Землей – задержка связи, лимитированность расходуемых ресурсов).
Среди задач проекта — определить, возможен ли такой полет с точки зрения психологии и физиологии (при допустимом уровне моделирования), и выработать определенные требования к реальному экспедиционном комплексу, который полетит на Марс.
Однако все задачи, связанные с межпланетными перелетами, невозможно решить в рамах только этой серии экспериментов. Поэтому дополнительно проводится ряд так называемых сателлитных экспериментов, в которых будут решаться другие задачи – воздействие радиации, профилактика воздействий невесомости, влияние пожаробезопасной атмосферы корабля, и другие.