Микроавтобус, автобус особо малого класса — автотранспортное средство длиной до 5 метров, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее не более 8-10 пассажиромест, не считая места водителя. В просторечии в понятие «микроавтобус» иногда включают не только автобусы особо малого класса, но также автобусы малого класса (например, ПАЗ-3205) и минивены. От первых микроавтобусы отличаются длиной (менее 5 м), от вторых — количеством пассажиров (не более 10).
Первым «концепт-каром» микроавтобуса считается Alfa 40-60 HP, выпущенный в 1914 году. Первым серийным микроавтобусом стал Stout Scarab, производство которого началось в 1935 году, хотя эти модели по современной классификации следовало бы отнести по количеству пассажиров к минивенам, а не к автобусам. Массовое производство микроавтобусов началось в 1950-х годах. В Советском Союзе наиболее массовым и узнаваемым микроавтобусом стал РАФ-2203 Рижской автобусной фабрики. Развитие коммерческих автобусных линий в России привело к резкому увеличению спроса на недорогие микроавтобусы, наиболее массовым из которых стал микроавтобус «ГАЗель», на некоторое время ставший даже синонимом термина «маршрутное такси».
С точки зрения конструкции микроавтобусы могут быть унифицированы с базовым легковым автомобилем или базироваться на шасси грузовиков малого класса (именно так сделаны грузовики и микроавтобусы «Газель»). Как правило, микроавтобусы имеют сравнительно небольшой диаметр колёс (близкий к диаметру колес легкового авто) и высоту салона.
Аренда микроавтобусов , как транспортное средство с относительно небольшой стоимостью, стали популярным средством коммерческих перевозок, в основном в форме «маршрутных такси». После распада Советского Союза и последовавшей за этим деградации системы общественного транспорта во многих странах бывшего СССР микроавтобусы стали доминировать в структуре пассажирских перевозок, нередко перевозя 80% пассажиропотока и более.
Развозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили, как правило, с пониженной погрузочной высотой. Большая часть выпускаемых в мире лёгких грузовиков и фургонов относится к классу N1, то есть их полная масса не должна превышать 3,5 т (в США — до 4,54 т), а грузоподъёмность, составляет до 1,5—1,8 т. Часто грузовики такого типа оснащают цельнометаллическим кузовом типа фургон вагонной или полукапотной компоновки со сдвижными боковыми дверями грузового отсека и распашными задними. Кстати, именно на базе таких фургонов выполнено большинство современных моделей автобусов особо малого класса (M1 и М2), называемых также микроавтобусами.
Американская разновидность развозных фургонов (преимущественно почтовых) со сдвижными дверями водительской кабины и увеличенной высотой кузова, приспособленных для быстрого входа-выхода экспедитора называется мультистоп.
Другим распространённым подвидом развозных грузовиков являются пикапы (от англ. pick-up — подбирать), представляющие собой либо модификацию легкового автомобиля с открытой однобортовой грузовой платформой вместо задней части кузова (ныне распространены преимущественно в Европе), либо специально разработанную модель с шасси рамного типа (Северная и Южная Америки и страны Азии) и кабиной различной вместимости: от одинарной 2-3-местной до сдвоенной 5-6-местной. В последней четверти XX века именно пикапы, ранее популярные преимущественно среди фермеров стали бестселлерами североамериканского автомобильного рынка (ежегодные продажи только одной модели Ford F-серии превышают 1 млн в год) и в силу прожорливости своих многоцилиндровых (V8 и V10) бензиновых двигателей (дизели на грузовых автомобилях 1—3 классов грузоподъемности в США мало распространены) спровоцировали повышение нефтяных цен в 2000-е годы. В то же время подавляющую часть европейских и азиатских развозных грузовиков оснащают экономичными дизельными двигателями. В России развозные грузовики, фургоны и пикапы производят предприятия ГАЗ (семейства Соболь и Газель), УАЗ, «ИжАвто» и «ВАЗинтерСервис».