Состояние русского языка, проблемы его преподавания обсудили в Уфе на межрегиональной научно-практической конференции «Русский язык в эпоху глобализации мира», организованной Собором русских Башкирии (СРБ). На ней были рассмотрены вопросы билингвизма, основные тенденции в сфере живого разговорного языка, проблемы преподавания русского языка в системе государственных образовательных стандартов.
Открывая пленарное заседание, председатель СРБ Тимофей Азаров отметил, что чувство гордости за родной язык, воплощающий в себе культурные и исторические традиции народа, является важной составляющей национального самосознания человека.
— Состояние современного русского языка — расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения — давно вызывает беспокойство как филологов, так и всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением, — сказал Тимофей Азаров.
Он также отметил, что сегодня назрела необходимость непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования — от начального до высшего.
Заместитель министра образования Башкортостана Владимир Аристархов рассказал о системе образовательных учреждений республики, проектах и конкурсах, проводимых для учителей и учащихся, назвал имена лучших педагогов, на которых стоит равняться.
Участники конференции — ученые-филологи, преподаватели вузов, учителя школ со всей республики — отмечали в своих выступлениях, что русский язык и русская классическая литература составляют фундамент культурного потенциала молодого поколения, основу формирования базовых ценностей в сознании любого человека. Также спикеры говорили о необходимости вернуть в школы русскую культуру как феномен европейского и мирового масштаба, позволяющий всем национальным культурам России, опираясь на нее, существовать и расцветать.
По итогам работы конференции была принята резолюция, в которой говорится, что снижение качества школьной подготовки по русскому языку и литературе в целом обусловлено уменьшением количества учебных часов, отведенных на изучение этих дисциплин.
Также в документе подчеркивается, что введение ЕГЭ и ГИА как единых критериев итоговой оценки знаний учащихся чаще всего приводит к формализации образования и формированию исключительно механических навыков для выполнения типовых заданий.