Факторинг – это комплекс услуг, включающий:

Беззалоговое финансирование под уступку денежного требования оптовых поставок, которые осуществляются на условиях отсрочки платежей;
проведение оценки и анализа покупателей, передаваемых на факторинговое обслуживание;

страхование рисков неплатежей со стороны покупателей;
управление дебиторской задолженностью компании.

Кому нужен факторинг?
Услуги факторинга подходят компаниям, работающим со своими клиентами на условиях отсрочки платежей. Данный вид услуг является одной из основных возможностей поддержать малый и средний бизнес (МСБ), поскольку в этом сегменте предприниматели не всегда могут прибегнуть к традиционным кредитным источникам финансирования, предлагаемым банками. Факторинг требуется тем компаниям, которые хотят быстро получить денежные средства для закрытия возникающих кассовых разрывов, решения текущих бизнес-задач, увеличения оборота и пр.

Как работает факторинг

Предприятие-поставщик
передает фирме-фактору часть накладных на финансирование под уступку денежного требования. То есть при факторинге управление дебиторской задолженностью (взаимодействие с дебитором по оплате задолженности) переходит факторинговой компании. Таким образом, в операции участвуют три стороны: продавец, дебитор, фактор.

Фирма-фактор,
получив от поставщика накладные, ожидает поступления платежей от покупателей и принимает на себя все процессы управления дебиторской задолженностью. На этом этапе устанавливаются сроки факторинга. Факторинговая компания погашает задолженность покупателя перед поставщиком (обычно до 90 % суммы сделки).

Дебитор
ведет все переговоры по погашению задолженностей с факторинговой компаний, на счет которой он и переводит оплату по накладным. По условиям факторинга после этого фактор переводит поставщику оставшийся процент сделки за минусом стоимости обслуживания.

Преимущества факторинга

Отсутствие залогового обеспечения. В отличие от компаний, предоставляющих услуги факторинга, банки для выдачи кредита требуют обязательное материальное залоговое имущество (сырье, основные средства, товары и пр.). При факторинговом обслуживании дебиторская задолженность выступает в качестве обеспечения.

Лояльность требований к компании-поставщику. Для принятия решения о финансировании фирма-фактор учитывает не только потенциал предприятия-поставщика. В большей степени внимание обращается на платежеспособность дебиторов.

Гибкость схемы работы. При оформлении кредита в банке компания получает средства единовременно или по графику и выплачивает задолженность по установленной схеме. Финансовый факторинг не предполагает подобных жестких сроков – средства перечисляются поставщику по факту отгрузки продукции, то есть практически пропорционально объему продаж, а погашение происходит в момент оплаты дебиторами.

Отсутствие рисков неплатежей со стороны дебиторов. Согласно условиям обслуживания по факторингу без регресса все риски, связанные с возможным отказом дебиторов платить, берет на себя фактор. Таким образом, поставщик не только получает финансовую поддержку, но избавляется от необходимости управления дебиторской задолженностью и контроля своевременности оплат.

Основные виды факторинга

Говоря о том, что такое факторинг, стоит упомянуть и о двух его основных видах. Факторинг с регрессом подходит компаниям, уверенным в платежеспособности своих клиентов. Если фактор не получает в оговоренный срок деньги от дебиторов, он вправе потребовать эти средства у поставщика. При финансовом факторинге без регресса все риски неуплаты со стороны покупателей ложатся на фактора. В этом случае проводится тщательная оценка платежеспособности дебиторов. Данный метод факторинга подходит предприятиям, не уверенным в своих поставщиках или начинающим сотрудничество с новыми клиентами.

Также существуют такие виды факторинга как открытый (с уведомлением дебиторов о передаче задолженности фактору) и скрытый (без уведомления); внутренний и международный; гарантия (факторинг без финансирования); тендерный (для финансирования выигранных контрактов); закупочный (реверсивный, когда финансируется дебитор) и предпоставочный. А также конферминг, который включает в себя факторинг и ЭДО между тремя участниками сделки.