гидравлическое масло (жидкости для гидравлической системы) могут быть нефтяными, синтетическими или водно-гликолевыми. Исходя из области применения они делятся на масла для воздушных судов и водного транспорта; масла для гидротормозных и амортизаторных систем механизмов; масла для гидравлических приводов, гидравлических передач и циркуляционных систем машин на промышленном производстве.

Гидравлический привод не работает без особой жидкой среды, поэтому ее присутствие в гидросистеме обязательно. Главная задача рабочих жидкостей для гидравлических систем состоит в передаче механической энергии к месту использования.

С каждым днем гидроприводы совершенствуются. Современные модели характеризуются небольшим весом, увеличенными эксплуатационными давлениями и температурами, уменьшенными зазорами между рабочими элементами. Вместе с модернизацией гидроприводов ужесточаются требования к гидравлическим жидкостям: они должны иметь широкий диапазон рабочих температур, как можно дольше сохранять свою работоспособность и соответствовать строгим экологическим нормам. Отвечать этим требованиям могут гидравлические масла, обладающие следующими характеристиками:
высокий индекс вязкости (оптимальная вязкость при большом разбросе температур);
устойчивость к окислению, температурная и химическая стабильность;
хорошие антикоррозионные свойства;
хорошая фильтруемость;
наличие деаэрирующих, деэмульгирующих, антипенных свойств;
обеспечение защиты элементов гидросистемы от износа;
совместимость с материалами гидросистемы.
Большинство гидравлических жидкостей изготавливается на основе базовых масел, получаемых из нефтяных фракций путем экстракционной и гидрокаталитической очистки.

Физико-химические и эксплуатационные свойства гидравлических масел повышаются после введения в их состав специальных присадок — противоокислительных, противокоррозионных, антиизносных, антипенных.

Подбирая вязкость гидравлического масла, следует знать тип насоса. Производители насосов, обычно, определяют пределы вязкости: максимум, минимум и оптимальный. Максимум — это самая большая вязкость, при которой насос может перекачивать масло. Вязкость зависит от мощности самого насоса, а также параметров трубопровода — диаметра и длина. Минимум — это наименьший уровень вязкости при той температурной отметке, когда гидравлическая система может работать надежно. При снижении вязкости повышаются потери в насосе и клапанах, а значит, ухудшаются условия смазки. Если вязкость гидравлического масла будет оставаться низкой, трущиеся элементы гидросистемы станут изнашиваться интенсивнее. Слишком высокая вязкость грозит увеличением механических потерь, усложнением вращения элементов насоса и затруднением работы гидросистемы при низких температурах.

Вязкость масла зависит от температуры кипения масляной фракции, молекулярного веса, химического состава, строения углеводородов. Чтобы усовершенствовать вязкостно-температурные качества масла, используют вязкостные присадки.
Устойчивость к окислению и химическим раздражителям обеспечивает рабочую стойкость гидравлического масла под влиянием температуры. Окисление масла означает изменение (увеличение) его вязкости и накопление отработанных окислившихся частиц, образующих осадки и лак на поверхностях гидросистемы. Для улучшения антиокислительных свойств в гидравлические масла добавляют специальные антиокислительные присадки — фенольные или аминные.

Гидравлические системы машин и механизмов содержат металлические детали, подверженные коррозии. Коррозия металлов бывает электрохимической (под действием воды) или химической (под влияние агрессивных веществ, особенно при повышенной температуре). Устранить коррозию помогают введенные в масло ингибиторы окисления, а также особые антикоррозионные добавки.

Совершенствование противоизносных свойств гидравлических масел объясняется наличием в гидросистемах интенсифицированных гидравлических насосов.

Гидравлические масла должны обязательно соответствовать жестким требованиям по совместимости с материалами, с которыми они взаимодействуют.
Гидралические масла системы работают при высоких температурах, поэтому их резиновые элементы быстро приходят в негодность. Кроме того, содержащиеся в гидромаслах бароматические углеводороды негативно влияют на резиновые уплотнения.

При эксплуатации гидравлических масел в циркуляционных системах не должно наблюдаться пенообразования. Пена затрудняет доставку масла к узлам и, обогащая его воздухом, способствует окислению, нарушению теплоотвода, кавитационному повреждению, перегреванию и изнашиванию привода. Чтобы обеспечить хорошие антипенные качества масла, необходимо удалить из базового масла ПАВы. Кроме того, хороший результат дает добавление антипенной присадки, разрушающей пузырьки пены.

Гидравлическое масло не должно содержать примеси и воду. Из-за малых зазоров элементов гидросистем загрязнения могут вызвать не просто износ гидрооборудования, но даже его заклинивание. В целях очищения рабочей жидкости от загрязнений в гидросистемах используются фильтры. Попадание в гидравлическое масло даже небольшого количества воды (0,05-0,1 %) ускоряет его окисление, вызывает гидролиз неустойчивых элементов масла, ведет к образованию шлама, засоряющего фильтр и зазоры оборудования. В итоге работа гидравлической системы нарушается.