Какие новации предлагает «третий антимонопольный пакет законов»? Каковы актуальные вопросы проведения антимонопольной и конкурентной политики в стране и приоритетные направления деятельности ФАС России в текущем году? Об этом сегодня шла речь на пресс-конференции в агентстве «Башинформ», в которой приняли участие заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Кашеваров, руководитель Башкортостанского УФАС Зульфира Акбашева и начальник Правового управления ФАС России Сергей Пузыревский.
Как известно, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ФАС имеет полномочия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. Исключение составляют полномочия по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну.
В настоящее время продолжается формирование практики применения федеральных законов «О защите конкуренции», «О рекламе», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О естественных монополиях».
Как сообщил Андрей Кашеваров, в эти дни в Уфе проводится региональный семинар-совещание с руководителями Поволжского и Уральского регионов по вопросам применения административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В основном они связаны с действиями органов власти разного уровня. В частности, будут обсуждены нарушения при проведении публичных торгов, госзакупок, предоставлении помещений в аренду и т.д.
По словам Андрея Кашеварова, в принципе за последние 20 лет ничего не изменилось: примерно половина нарушений фиксируется на товарных рынках и 90 процентов – на финансовых. Сюда относятся также нарушения в сфере госзакупок.
Заместитель руководителя ФАС России высоко оценил деятельность Башкортостанского территориального управления. Так, здесь рассматриваются прецедентные дела, которые затем дублируются на уровне Российской Федерации. Впоследствии на их основе разрабатываются антимонопольные законы. По его мнению, работа в Башкортостане по всем направлениям ведется достаточно эффективно.
О новеллах «третьего антимонопольного пакета» рассказал Сергей Пузыревский. Этот законопроект касается внесения изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации.
Так, «третий антимонопольный пакет законов» устанавливает дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного доступа на рынки, а также к товарам, услугам естественных монополий. Они направлены на повышение уровня доступности информации для потребителей, определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий, применение типовых договоров. Этот проект исключает применение уголовного наказания за согласованные действия; вводит фиксированные штрафы за злоупотребления доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции.
Как подчеркнул Сергей Пузыревский, «третий антимонопольный пакет» направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства, в том числе и в части вертикальных соглашений. Антимонопольное ведомство при определении монопольно высокой цены товара обязано использовать не только затратный метод, но и метод сопоставимых рынков. При этом цена, сложившаяся при проведении биржевых торгов, не может являться монопольно высокой.
Кроме того, «третий антимонопольный пакет законов» предусматривает такое понятие, как монопольно высокая цена товара. Также будет уточнено понятие согласованных действий: в определение будут добавлены квалифицирующие критерии, по которым можно будет отличить просто параллельные действия на рынке, вызванные общими для всех условиями, от согласованных действий. Поправки предусматривают разделение понятий соглашения и согласованные действия на две разные статьи закона.
Поправки также направлены на либерализацию на рынке финансовых услуг. Предлагается отказаться от так называемой нотификации соглашений — необходимости участников рынка уведомлять ФАС о заключенных соглашениях.
Проект поправок предусматривает выведение согласованных действий из уголовно наказуемых в сферу административной ответственности. Также планируется заменить оборотные штрафы фиксированными для тех отраслей, которые работают с большим оборотом и минимальной рентабельностью.
Подготовлен проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации», предусматривающий введение ускоренной процедуры административного обжалования в области строительства и земельных отношений.
В том случае, если процедура выдачи разрешительной документации действительно будет нарушена, чиновники будут оштрафованы. ФАС России предлагает за эти нарушения назначать штрафы, аналогичные штрафам, применяемым по Кодексу об административных правонарушениях в отношении чиновников, нарушивших законодательство о госзаказе.
Подготовлен также проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как считают руководители ФАС, реализация предлагаемых изменений позволит сформировать систему законодательного регулирования деятельности естественных монополий, предполагающую надежное и эффективное обеспечение пользователей (в том числе конечных потребителей) товарами и услугами, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также создание условий для развития конкуренции, повысит качество государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Как отметил Андрей Кашеваров, в отношении чиновников, нарушающих антимонопольное законодательство, впервые предусмотрена такая мера ответственности, как дисквалификация. Она применяется в том случае, если нарушения зафиксированы дважды в год. По его мнению, это действенный метод, реальный механизм административной ответственности.
Зульфира Акбашева также обратила внимание на большое количество жалоб на чиновников разных уровней. УФАС по РБ возбудило в этом году большое количество дел. По ее словам, на местах стали бояться дисквалификации и принимают решения более обдуманно.
В конце пресс-конференции журналисты поинтересовались ситуацией на рынке нефтепродуктов, затронувшей чуть ли не каждую российскую семью. Вопросы касались и тенденций на продовольственном рынке, в сфере ЖКХ, энергетики и т.д. На все вопросы работники СМИ получили ответы из первых уст. Так, ситуацию на рынке продовольствия Андрей Кашеваров прогнозирует как стабильную: государство справляется со снятием спекулятивных ожиданий.