Сегодня мы вспоминаем Лутфуллу Калимуллича Абдулгазизова, педагога и просветителя, заведующего Серменевским русско-башкирским училищем в 1895-1902 годах, почетного гражданина города Троицка, организатора передовых методов обучения в национальных школах. Сегодня ему исполнилось 145 лет. Его имя пользуется большим уважением как у башкир, так и у татар, и казахов.
Лутфулла Абдулгазизов родился и вырос в крестьянской семье в деревне Саракташ Оренбургской губернии. Его тяга к знаниям была так велика, что отец отправил сына в татарскую учительскую школу в Оренбург, чтобы избавить от тяжёлой участи крестьянина. Лутфулла с оценкой «пять» по всем предметам окончил школу и получил звание учителя начального татарского училища. Его назначили в Метелевское русско-башкирское училище Челябинского уезда. Он проработал там 8 лет, а потом по настоянию отца вынужден был вернуться в Саракташ, чтобы помочь ему по хозяйству. Но без любимой работы он долго оставаться не смог, хотя сыновний долг не позволял ослушаться отца, который бы не понял его, вернись Лутфулла к своей работе.
Пришлось идти на хитрость: Лутфулла тайком направляет письмо инспектору инородческих школ Оренбургского уездного округа Василию Катаринскому с просьбой назначить его в одну из школ. В ответ пришел вызов на работу в Серменевское русско-башкирское училище, что в Белорецкой волости Верхнеуральского уезда. Против официальной бумаги отец пойти не посмел.
Он подготовил руководство, в котором дал разработку ста уроков, назвав его «Первый шаг к сознательному усвоению русской грамматики для инородческих детей». Правда, всё это не было издано, но в первой книге «Вестника Оренбургского уездного округа» была опубликована его статья «Обучение русской разговорной речи в русско-инородческих школах». Его работа осложнялась тем, что многие родители из числа татар и башкир неохотно отдавали своих детей учиться. Но сам Абдулгазизов использовал любую возможность узнать что-то новое. Дважды в 1892 и 1893 годах в Оренбурге он прослушал летние курсы по садоводству, пчеловодству и огородничеству, а потом на практике применял эти знания. В Метелевской школе им были созданы фруктово-ягодные сады. Среди башкирских крестьян он пропагандировал знания, прививал им основы разведения садов и огородов.
Лутфулла Абдулгазизов проработал в Серменево до 1902 года. В период работы здесь он вел большую культурно-просветительскую работу, занимался помимо обучения детей пропагандой садоводства и пчеловодства. В селе им был заложен большой плодовый сад. 20 октября 1900 года Абдулгазизов был «всемилостивейше награжден серебряною медалью с надписью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди». Об этом его известил инспектор народных училищ Верхнеуральского района Оренбургской губернии М. Лебединский.
Впоследствии он переехал в город Троицк, где работал заведующим двухклассным русско-татарским училищем. В эти годы это был уже опытный, по-настоящему народный учитель, педагог-творец. Лутфулла Абдулгазизов шаг за шагом создавал свою методику преподавания русского языка, сопровождая теоретический материал наглядными пособиями. В его классе стоял шкаф, набитый гуттаперчевыми фигурками животных, рыбок, фруктов. Одним из его учеников был Мажит Гафури, будущий народный поэт Башкортостана. Уже за время работы в Троицке он прослушал курсы по бухгалтерии, а затем организовал для молодёжи бухгалтерские курсы при русско-татарском училище, так как с развитием торговли и промышленности росла потребность в грамотных кадрах. Когда троицкая общественность отмечала 25-летие педагогической деятельности Лутфуллы Абдулгазизова, среди поздравлений были и от его бывших подопечных с бухгалтерских курсов, в том числе одно даже из Сербии.
На торжествах по случаю юбилея много говорили о его благотворительности, о том, что он обучал детей, прививая им любовь к русскому языку, приобщая к русской культуре. Его коллеги из русских училищ в своем приветствии написали: «Эта деятельность… очень трудная и чрезвычайно ответственная как пред Богом, так пред людьми и собственной совестью была для Вас тем труднее, что народ, среди которого Вы работаете, окутанный тьмой невежества, с трудом понимает нужду в просвещении… Побеждая на своем пути все препятствия терпением, преданностью делу и любовью к детям,… Ваши труды ведут тёмный, невежественный народ к светлому будущему… Ваша речь, дышащая искренней убеждённостью и практичностью, ободряет уставших и робких».
В 1906 году ему присвоено звание личного почётного гражданина Троицка. А когда 30 октября 1913 года Лутфулла Абдулгазизов скончался от туберкулеза легких, все ощутили огромную потерю. В день его похорон во всех школах Троицка были отменены занятия. Проститься с ним пришел весь город — так велико было уважение к этому человеку. Купцы города во главе с Муллагали Яушевым собрали деньги и положили их в банк на имя его вдовы Бибикамал.
Позже помогли выжить вдове с шестью детьми и жители казахской деревни, примыкающей к Оренбургской губернии. Они помнили, что Лутфулла-учитель учил в своей школе и казахских детей. В благодарность в тяжелые 1920-е годы казахи приглашали вдову с шестью детьми в свою деревню на лето, давали на это время дом и корову.
В наследство своим детям Лутфулла Абдулгазизов передал лучшие свои качества: тягу к знаниям, уважение к родному народу и той культуре, носителями которой были люди иной веры. Два его сына и дочь пошли по стопам отца. Старший сын Нигматулла, окончив в 1918 году гимназию, работал в Троицком отделе народного образования, затем был переведён в Челябинск. Работал там с 1923 по 1929 год директором татарской школы № 7 им. Некрасова. Переехав в Уфу, был завучем в образцовой школе, преподавал русский язык в Башкирском медицинском институте и лесотехническом техникуме. А ещё он занимался переводом на русский язык произведений башкирских писателей и поэтов. Перевёл автобиографическую повесть Мажита Гафури «На золотых приисках поэта». Бесхитростные слова о нелегкой участи шакирда медресе «Расулия» во время летних каникул западают в душу: «Тихо и тоскливо стало в опустевшем медресе. Здесь остались только самые бедные, которым и идти-то некуда. Зимой мы ещё перебивались кое-как: прислуживали богатым шакирдам, помогали им одолевать науку, варили им обед, кипятили воду… В прошлом году летом мы разбрелись кто куда. Тогда я кашеварил на заимке одного троицкого богача. Богач был щедр только на работу, мне приходилось ежедневно выпекать для рабочих две квашни хлеба, варить обед, раза три в день ставить огромный самовар, да вдобавок еще доить коров». Нелёгким был путь будущего народного поэта Башкирии, поэта-просветителя к славе и известности. Русский читатель узнал об этом благодаря талантливому переводу, сделанному одним из потомков педагога Абдулгазизова.
Учителем стал и второй его сын — Зайнулла, который до конца своей жизни (до 1955 года) был директором 7-й татарской школы в Троицке. Несколько раз он избирался депутатом городского Совета.
Примеру отца последовала и дочь Лутфуллы Калимуллича — Рауза, которая стала автором учебника для учеников 4-х классов татарских школ, а после введения новых программ — учебника для 3-х классов «Родная страна». Она была членом Союза журналистов Татарии, участвовала в работе женского журнала «Азат хатын», комитета фонда мира. Общий стаж педагогической деятельности династии Абдулгазизовых составляет более ста лет. А если учесть стаж работы учителем младшего брата Лутфуллы — Абдуллы Абдулгазизова, расстрелянного НКВД в 1932 году, трех сыновей младшей дочери Галии Лутфулловны (все они стали профессорами, докторами наук), то эта цифра значительно увеличится.
Один из потомков этой династии Роберт Искандерович Нигматуллин, внук Лутфуллы Абдулгазизова, академик Российской академии наук по приглашению Сибирского отделения РАН с группой учеников и единомышленников организовал в Тюмени академический институт и кафедру в университете. Потом возглавил Уфимский научный центр РАН и Академию наук Республики Башкортостан. Читал лекции в Сорбонне, в одном из политехнических университетов Нью-Йорка, избирался в Государственную Думу.
Имя Лутфуллы Абдулгазизова не забыто. Помнят его в Серменево, где в средней школе хранится портрет просветителя. Экспонаты, связанные с ним, бережно хранятся в краеведческом музее города Троицка.