Участников кругосветной экспедиции «Огненный пояс Земли» ждет встреча с новым континентом — Южной Америкой. Сегодня они пересекли мост через Панамский канал и направились к границе с Колумбией.
Как сообщил руководитель экспедиции Константин Мержоев, сначала этот отрезок пути россияне намеревались пройти на велосипедах, как и всю Центральную Америку, однако потом изменили свои планы. «Это сложный участок сельвы, где нет дорог, а есть только тропы, и эти территории контролируются повстанческими группировками», — сказал Константин Мержоев. — Поэтому мы решили дойти на пароме до карибского побережья Колумбии, а затем с севера продвигаться в сторону Боготы на велосипедах».
Шестеро путешественников, входящих в состав этой уникальной экспедиции, находятся в пути уже 115 дней. Наш земляк, уфимский писатель Камиль Зиганшин сообщил сегодня о подробностях пребывания в Панаме и своих впечатлениях от увиденного в этой стране.
«Узкий американский перешеек, острым кинжалом вонзающийся в громаду Южноамериканского континента, завершается Панамой — последним государством в длинной череде мини-государств Центральной Америки. (К сведению: ударение в слове Панама делают не на вторую гласную, как принято у нас, а на третью), — разъяснил Камиль Фарухшинович. — По уровню жизни Панама значительно превосходит все страны этого региона, включая даже весьма благополучный туристический рай — Коста-Рику. Секрет прост: через неё проходит приносящий колоссальные доходы Панамский многошлюзовый, двухниточный канал (протяженность 81,6 км, перепад высот — 26 метров), построенный американцами в 1914 году. Здесь имеется офшорная зона, привлекающая в страну крупный капитал. Без этих железобетонных подпорок быть бы ей, скорее всего, заурядной банановой республикой».
Только после подписания договора с США о передаче канала и примыкающих к нему земель под полную юрисдикцию Панамы страна неузнаваемо преобразилась. За прошедшие 10 лет (с 1 января 2000 года) здешние земли превратились в огромную строительную площадку. Города украсили великолепные бульвары с фонтанами и зонами отдыха. Их окружают суперсовременные шедевры современной архитектуры – причудливой формы небоскребы. Строятся громадные посёлки для малоимущих. Нищета стремительно отступает, констатирует наш земляк.
«Встретила нас Панама безоблачным небом и ярким солнцем. После недели проливных дождей, пропитавших затхлой сыростью всё наше снаряжение, это было так удивительно и приятно, что мы сразу, с самой границы полюбили эту страну», — признался уфимский литератор. Самая высокая точка Панамы – вулкан Бару (3475 метров над уровнем океана) произвел на всех неизгладимое впечатление.
Вот как пишет об этом Камиль Зиганшин: «Осознание того, что с двух сторон от нас простирается поблёскивающая на солнце безбрежность двух океанов (на западе — Тихий, на востоке — Атлантический), подарило нам новые, незабываемые ощущения. Горы здесь хоть и пониже, чем в Коста-Рике, однако время их так причудливо изрубцевало шрамами и шпилями, что со стороны они напоминают развалины циклопических крепостных стен, увенчанных зубчатыми башнями. Удивительно, но душа и сердце не устают восхищаться этими, каждый раз новыми и неповторимыми красотами Природы».
В Панама-Сити самым впечатляющим оказался вид на внезапно открывшуюся в проёме между двух лесистых холмов толпу высоченных небоскрёбов, вспоминает писатель. Однако его, как профессионального связиста, удивило обилие воздушных кабелей связи, буквально опутавших весь город. В российских городах, как известно, все коммуникации прячутся под землей. Так что в каждой стране есть свои особенности. Но чистота и красота городов Панамы поразила наших путешественников.
Напомним, за 900 дней пути они намерены побывать в 19 странах (сейчас в их маршрутном листе уже почти половина), совершить восхождение на 70 действующих и спящих вулканов Тихоокеанского огненного кольца, преодолеть порядка 70 тысяч километров. Уникальная экспедиция осуществляется в рамках гранта Русского географического общества. На сайте РГО регулярно публикуются красочные отчеты и впечатления наших путешественников об увиденном и пережитом за долгое время нелегкого пути.