Сегодня многие, как чиновники федерального уровня, так и их коллеги из органов местного самоуправления, критикуют действующий закон N 94-ФЗ за его несовершенство и как следствие — за низкую эффективность госзакупок. Нет реальной экономии, конечный результат закупки не всегда соответствует реальной потребности заказчика, не проработаны вопросы закупки инновационной продукции и научных исследований, высокий уровень коррупции в сфере государственного и муниципального заказа, отсутствие плановой и прогнозной составляющей и т.д.
Результатом работы двух независимых рабочих групп — Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) — стали две альтернативные концепции будущего государственного заказа в России. Так, Министерство экономического развития РФ вышло с проектом закона о федеральной контрактной системе, который предусматривает фактическую отмену ныне существующего закона N94-ФЗ. ФАС в свою очередь предлагает внести необходимые изменения и дополнения в действующий закон о госзакупках, рассматривая его как неотъемлемую часть планируемой федеральной контрактной системы.
При ближайшем рассмотрении законопроекта о ФКС, предлагаемого Министерством экономического развития РФ, с первых строк обращает на себя внимание ориентация на всесторонний контроль и учет всего процесса госзаказа, начиная со стадии планирования до его фактической реализации. В частности, статья 4 предусматривает общественный контроль в федеральной контрактной системе