70 лет назад, в середине октября 1941 года, началась  эвакуация в Уфу работников Рыбинского авиамоторостроительного завода. Более 50 тысяч жителей города Рыбинска Ярославской области в первые месяцы войны пополнили население столицы Башкирии. Эту дату сейчас вспоминают и в Башкортостане, и в Ярославской области. Однако в прежние годы эта история была покрыта [a=http://i-gazeta.com/news/obshchestvo/17106.html]завесой секретности[/a].

Рыбинский завод был не единственным промышленным предприятием, эвакуированным в Уфу. Башкирская столица, насчитывавшая в то время четверть миллиона человек и находящаяся в глубоком тылу, приняла специалистов из Москвы, Ленинграда, других городов Центральной России и оккупированной врагом Украины.
Напомним, в 1931 году началось строительство Уфимского моторного завода (УМЗ) для производства комбайновых моторов. В 1935 году был собран первый десяток этих изделий. К 1940 году УМЗ имел все необходимое для выхода на полную производственную мощность, но был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В том же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству авиамоторов.
На этом довоенная история УМЗ заканчивается — начинается его военная биография. 17 декабря 1941 года Рыбинский машиностроительный завод, два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы, проектное бюро ЦИАМ (Москва), конструкторское бюро Добрынина (Воронеж) и два уфимских завода — моторный (384-й) и дизельный (336-й) — стали единым целым. Новое предприятие, ставшее правопреемником объединенных заводов, получило номер головного — 26-й. В дальнейшем его переименовали в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение.
Каким образом происходила эвакуация Рыбинского авиазавода, стало известно только недавно, благодаря публикациям рыбинского журналиста  [a=http://ru-ufa.livejournal.com/207331.html]Адольфа Павлова[/a]. По его словам, в первые месяцы войны днем приходилось имитировать деятельность завода, ведь над городом постоянно кружили самолеты-разведчики, а ночью шел демонтаж тяжелых станков и оборудования, по разборным железнодорожным путям из цехов вывозилось все готовое к отправке имущество. «Часть станков отправлялась к вокзалу, где формировали эшелоны, по другой ветке их свозили на берег Волги и грузили на баржи. Утром к рассвету эти временные пути разбирали и заносили в пролеты цехов», — вспоминают о переезде из Рыбинска бывшие работники завода.
За десять дней с территории завода было вывезено все до последней гайки, включая заготовки деталей. Работы были завершены в срок: 31 октября немцы начали бомбить предприятие, но в нем уже никого и ничего не было. Тысячи рабочих и служащих завода с семьями отправились в далекий путь на Урал.
Выехав из Рыбинска в середине октября, большинство заводчан вместо десяти дней добиралось почти два месяца и попало в Уфу (точнее в город Черниковск, где располагался УМЗ) только к январю 1942 года. Те, кто был отправлен на баржах по Волге, в ноябре, когда реку сковало льдом, вынужден был добираться пешком до ближайших станций и деревень. А те, кто ехал поездом, сутками стояли на запасном пути, пропуская вперед эшелоны, идущие на фронт. Причем люди оказались без теплой одежды (многие не ожидали таких холодов), без запасов продуктов питания, были лишены самого необходимого.
Оказавшись в Уфе, после необходимой санобработки и непростой процедуры расселения, они сразу же приступили к монтажу оборудования, обустройству цехов и выпуску моторов для боевых самолетов. Эту продукцию ждали на фронте советские летчики. К концу войны УМЗ выпустил более 97 тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков. По статистике на каждом третьем боевом самолете стоял уфимский мотор. За трудовые подвиги Уфимский моторный был удостоен Знамени Государственного Комитета обороны.
В передислокации завода и восстановлении производства на новом месте, на что потребовалось всего шесть недель, огромную роль сыграл человек железной воли — Василий Петрович Баландин. Уже в августе 1941-го его назначили генеральным директором трех моторостроительных заводов: Ленинградского, Уфимского и Рыбинского. До конца Великой Отечественной войны Василий Баландин совмещал две должности – директора завода и заместителя министра авиационной промышленности.
Разумеется, эвакуированным и местному населению пришлось в годы войны невероятно тяжело: голод, катастрофическая нехватка продуктов, теплой одежды и обуви, страшная теснота в домах и квартирах, куда подселили приезжих вместе с семьями. Само собой, лишнего жилья в городе не имелось, такого наплыва переселенцев в Уфе никто не ожидал. Но люди терпели все эти лишения и невзгоды ради единственной цели – Победы. И только в 50-е годы рыбинцы получили возможность вернуться домой. А многие из них, как рассказала директор музея УМПО Вера Зесли, так и остались в Уфе.
Один из потомков рыбинских переселенцев – уфимский блогер Алексей Пантелеев. Семья его отца добралась до Уфы в те трагические дни осени и зимы 1941 года. Отец Алексея родился в нашем городе уже в феврале 1942 года. Дядя – постарше, его привезли из Рыбинска родители.
— Тема эвакуации из Рыбинска очень близка нашей семье, — говорит Алексей Пантелеев. – Так или иначе, о ней говорили, но подробности, детали переезда со слов взрослых я сейчас не помню.
Он также сообщил, что с журналистом Адольфом Павловым у него установились дружеские, личные связи. Коллега из волжского города сделал большое дело, собрав документы и воспоминания участников тех событий. Но, безусловно, рыбинская эпопея еще ждет своих исследователей и летописцев.

 Copyright 
  Анонсы новостей добавляются на сайт в автоматичеком режиме через RSS каналы:

  • news.yandex.ru
  • bashinform.ru
  • www.rg.ru