27 октября в Москве Президент Башкортостана посетил IV Международный форум по нанотехнологиям Rusnanotech-2011. Как сообщает пресс-служба главы республики, Рустэм Хамитов выступил на дискуссии по вопросу «Как обеспечить инновационный прорыв в региональной экономике?»
— Что такое Башкортостан? Большая республика с объемом промышленного производства, входящим в российскую десятку. Одновременно могу сказать, что в последние несколько лет в силу разных причин республика не являлась образцом инновационной политики. Основной упор был сделан на традиционных отраслях – таких, как нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия. Причем все это крупнотоннажное. Детальной и тонкой переработки, или вернее изготовления новых материалов, в том числе в последние годы на этих предприятиях, не осуществлялось. Одним словом, жили как жили, как в советское время. Нефть, нефтехимия, химия, несколько предприятий машиностроения – и слава Богу. Все это богатство дает налоговый поток примерно в сумме около 310-320 миллиардов рублей. Половина этих ресурсов остается в республике, вторая половина уходит в федеральный центр. Из оставшейся половины почти 90% на сегодняшний день – это социальные расходы: заработная плата учителей, врачей, содержание бюджетной сферы и так далее. В такой большой и мощной республике, как Башкортостан, всего лишь 10% мы можем направить на решение каких-то инфраструктурных, инновационных вопросов, — сказал глава республики.
— Что делать? Рецептов, может быть, и не очень много, но понятно, что мы начинаем работать с собственниками крупных предприятий: «Дорогой, хороший, красивый, у тебя большое предприятие, у тебя идут денежные потоки, ты производишь пластические материалы, химические изделия сотнями тысяч тонн – будь добр, займись, пожалуйста, созданием индустриальных парков, технологических парков вокруг своих крупных заводов». Пусть, как в пчелином рое, облепят тебя маленькие предприятия, которые будут выпускать готовую продукцию. Я примерно полтора года в должности Президента республики. За эти полтора года реальных сдвижек в этом направлении нет. Неинтересно, потому что вал идет, труба есть, сотнями тысяч тонн отгружают продукцию предприятия. Инновационного производства нет. У нас, у бюджета республики духа нет на то, чтобы создать эти точки роста. Я уже сказал о финансовой составляющей нашей сегодняшней деятельности, — посетовал Рустэм Хамитов.
— Федеральный центр. Только-только проникают на нашу территорию «росточки» определенных крупных инновационных компаний – таких, как РОСНАНО с нашим уважаемым Анатолием Борисовичем Чубайсом. Мы подписали с ним соглашение, начинаем двигаться, говорим о том, что к 2015 году объем инновационной продукции в годовом исчислении вырастет до 90 миллиардов рублей – примерно в 10 раз больше, чем сейчас. Осталось всего ничего – четыре года, а надо выполнить большой объем работы. Реально ли это? Если поднатужиться и поднапрячься, наверное, можно будет что-то сделать, хотя это тяжело. Вот, наверное, один пример такого прихода на нашу территорию крупной инновационной структуры, а все остальное мы вынуждены изобретать сами, — подчеркнул Президент Башкортостана.
— Мы забыли про нефтепереработку и нефтехимию. Сегодня эта собственность в руках крупных московских компаний. Реально повлиять на их политику мы не можем. Так что должны делать многие вещи сами. Мы подобрали технологии, которые можно назвать инновационными – порядка семи. Они действительно являются в Российской Федерации лидерами. Например, интенсивная пластическая деформация. Здесь у нас присутствуют руководители института (проблем сверхпластичности металлов РАН). Сварочное производство хорошо идет. Многокоординатная механообработка. Электрофизикохимическая обработка – это новый вид станков, которые с высочайшей точностью получают детали любой конфигурации за счет электрохимического воздействия. Технологии вакуумных покрытий, ионновакуумных, лазерных покрытий. Порошковая металлургия. Видите, они не связаны с нефтью, нефтепереработкой и нефтехимией, — отметил глава республики.
— Машиностроение – то, что должно быть основой нашей жизни. Не потому что я инженер-машиностроитель, двигателист – потому что я понимаю: не будет нормального машиностроения – не будет страны. Мы совместно с такой крупной компанией, как «РусГидро», организовали технопарк, вложили в него каждый по 2 миллиарда рублей. Итого – 4 миллиарда рублей. Немало. Стартуем по созданию технопарка энергоэффективных технологий. Эти технологии, о которых я сказал, мы собираем на одной площадке, создаем центр нанокомпетенции. Собственно говоря, любое крупное машиностроительное предприятие, которое производит авиационные двигатели, станки, оборудование для нефтеперерабатывающих заводов, может заказать для себя в этом центре продукцию. Возьмем для примера Уфимское моторостроительное производственное объединение – самый крупный авиационный завод Российской Федерации. Единственный, оставшийся в живых и работающий прибыльно с объемом производства в 25 миллиардов рублей. Все остальные умерли, в том числе Баранова в Омске (ФГУП «Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова»), в Москве объединение Чернышёва (Московское машиностроительное предприятие имени В.В. Чернышёва) в больших долгах. Сегодня на базе уфимского предприятия создан дивизион двигателей боевой авиационной техники. То есть мы стали номером один в Российской федерации по выпуску авиационных двигателей для боевой техники. Это самолеты семейства «Су» и «МиГи».
Так вот, для производства двигателей наше моторостроительное производственное объединение в год выпускает до 30 тысяч наименований изделий. Сегодня этот завод сам, с нуля эти готовые изделия выпускает. Но какая здесь производительность? О чем можно говорить? Мы предлагаем в этом центре с использованием современных технологий создавать оборудование, детали, в том числе и которое будет сопровождать производство двигателей на этом предприятии. И элементы, и детали этого двигателя тоже будут создавать здесь. То есть это центр, который будет сопровождать машиностроение не только в Республике Башкортостан, но и в России. Хочешь деталь – пожалуйста, приезжай, присылай чертежи, можно по интернету, в ответ получаешь готовое изделие; оплатил – получил. Только в Башкортостане рынок такого рода услуг с применением современных технологий мы оцениваем порядка в 8-9 миллиардов рублей. Если говорить о России, то, конечно, масштабы этого производства могут увеличиваться кратно. Вот интересный пример того, как в такой монопрофильной республике, как Башкортостан, можно все-таки найти варианты других решений – современных и инновационных, — подчеркнул Рустэм Хамитов.