Электрички по-прежнему остаются наиболее востребованным видом наземного общественного транспорта: например, по данным ВЦИОМ, в Московской области ими пользуется каждый второй. Однако доступность проезда для незащищенных слоев населения оказалась под угрозой.
Дело в том, что финансовое обеспечение бесплатного проезда льготников в пригородных поездах осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые пригородные пассажирские компании (ППК) получить пока не могут.
В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте с 2011 года ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) полностью ушло с рынка пригородных перевозок, и на смену гиганту пришли отдельные пассажирские компании. На сегодняшний день, как и планировалось, на территории России созданы 27 ППК, учрежденные с участием РЖД, органов исполнительной власти регионов, а также частных инвесторов.
Но в процессе решения одной проблемы возникла другая. Дело в том, что, согласно действующему законодательству, ППК не являются субъектами бюджетных отношений, а значит, не могут рассчитывать на компенсации из федерального бюджета на перевозку граждан — получателей социальных услуг.
Возникает вопрос: как ППК будут возить льготников в 2012 году? Увы, он остается открытым, хотя на дворе уже декабрь. Между тем выход есть — нужно внести изменения в законодательство, а именно — в постановление правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг…".
Проблема не осталась без внимания властей — еще 27 июля 2011 года состоялось совещание под председательством вице-премьера Александра Жукова, по итогам которого Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено подготовить проект постановления правительства "О внесении изменений в правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" и внести его на рассмотрение в правительство до 1 сентября 2011 года.
Поправки должны были предусматривать изменения, в соответствии с которыми договор на перевозку льготных категорий граждан минздравсоцразвития заключает со всеми перевозочными компаниями, а не только с РЖД