Круглый стол «Противодействие коррупции в органах власти и местного самоуправления» состоялся в Башкирской академии государственной службы и упарвления (БАГСУ)при Президенте РБ. Как пояснил завотделом по реализации антикоррупционной политики Администрации Президента РБ Валерий Кургузов, организаторы посвятили мероприятие Международному дню борьбы с коррупцией. Он отмечается 9 декабря — в этот день в 2003 году была подписана Конвенция ООН о противодействии коррупции, к которой сразу же присоединилась Российская Федерация.
Участники круглого стола обсудили недостатки российских антикоррупционных законов. Завотделом социально-образовательного законодательства и учета нормативных актов Госсобрания — Курултая РБ Руслан Ямалетдинов подчеркнул, что законодательная база несовершенна и не имеет четкого определения коррупциогенности. Он подробно остановился на проблемах антикоррупционной экспертизы, которую прежде всего «надо проводить до принятия закона, а не после». Затем экспертиза, которую проводят разные специалисты — юристы, финансисты, экономисты — опять же не имеет четкого алгоритма. «Пока нельзя сказать, что антикоррупционная экспертиза играет существенную роль», — подвел итог законодатель.
— Урегулирование конфликтных интересов и обязанности сообщать о склонении к коррупции — эти установленные законом механизмы, к сожалению, не работают, — констатировала прокурор отдела по надзору соблюдения антикоррупционного законодательства Прокуратуры РБ Элионора Мкртчян. — Имеются единичные факты уведомления. С учетом российского менталитета, в реальности коррупционных фактов намного больше. Пока что не организовано исполнение этих требований закона.
Исполнение возлагается законом на кадровую службу, напомнила прокурор. Поскольку среди участников круглого стола — слушателей БАГСУ — было немало «кадровиков», госслужащие проявили к теме большой интерес. Они задали массу уточняющих и общих вопросов: как они должны выполнить свои обязанности, например, какую статью указывать при увольнении сотрудника по новой формулировке «утрата доверия», или как проверять полноту представленных чиновниками сведений о доходах.
Замначальника отдела оперативно-розыскной части №1 управления по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД по РБ Рустем Хафизов рассказал, какие нарушения могут повлечь уголовное преследование. «В органах местного самоуправления зачастую четко не прописываются инструкции каждого отдела, каждой должности. Это приводит к безнаказанности. Чиновник сознает, что он ничего не подписывал. Четкое определение функциональных обязанностей могло бы стать существенным антикоррупционным стимулом», — высказался сотрудник полиции.
Европейский вариант ликвидации коррупции — декларировать не доходы, а расходы чиновников — предложил руководитель отдела правовой, организационной и кадровой работы Госкомтранса РБ Айдар Байков. «Действительно, в Европе, если имеется разница между доходами и расходами служащего, то сразу проводится расследование. Но в России именно в этой части конвенция не ратифицирована» — пояснила Элионора Мкртчян.
— Сегодня Россия в коррупционном рейтинге мира занимает 143 место, передвинувшись с прошлогоднего 144-го. Нас называют «белой Нигерией», — сказал декан БАГСУ Рафаил Мирсаев, связав распространение коррупции с нравственным состояние общества. — Нравственная планка опустилась очень низко. На всю страну изо дня в день говорят о незаконно полученных миллионах и миллиардах. Получается, что общество зомбируют этими цифрами, и люди уже не в состоянии отреагировать на эту информацию. Прежде всего, нужно обратить внимание на воспитание молодого поколения, на повышение качества образования, — высказал свою точку зрения Рафаил Нурыевич.