Новому органу предстоит рассматривать дела о соответствии Уставу Челябинской области региональных законов, нормативно-правовых актов губернатора, правительства и органов местного самоуправления, а также не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях области и действий или бездействия губернатора. Кроме того, в Уставном суде будут разрешаться споры о компетенции между органами государственной власти региона, между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления.
Необходимость создания Уставного суда, помимо прочего, вызвана сложностью административно-территориального устройства региона и необходимостью урегулирования конфликтов между органами власти административно-территориальных образований. Как рассчитывают в правительстве региона, новая инстанция разгрузит в таких ситуациях арбитражные и мировые суды. Кроме того, такой подход позволит не прибегать к услугам частнопрактикующих юристов, склонных в схожих ситуациях по-разному трактовать требования законодательства.
Предложения о кандидатах на должности судей Уставного суда вносятся губернатору Челябинской области исполнительными органами государственной власти области, представительными органами местного самоуправления, органами судейского сообщества Челябинской области, юридическими научными и учебными заведениями, ответственным комитетом Законодательного Собрания.
Уставный суд начал действовать с момента назначения полного состава судей из пяти человек. Первый его состав был утвержден Законодательным собранием региона 15 декабря