Сегодня культурная общественность Башкортостана и России отмечает 95-летие со дня рождения выдающегося башкирского композитора, народного артиста СССР, РСФСР и БАССР, лауреата Государственной премии РСФСР имени Глинки, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, члена Союза композиторов РФ и РБ, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак почета», профессора, первого ректора Уфимского государственного института искусств Загира Гариповича Исмагилова.

Его имя поистине является символом становления и развития музыкального искусства Башкортостана. Творения Загира Исмагилова составляют золотой фонд музыкальной культуры нашей республики.
Родился будущий композитор 8 января 1917 года (26 декабря 1916 года по старому стилю) в деревне Верхне-Серменево Верхне-Уральского уезда Оренбургской губернии, ныне Белорецкого района Республики Башкортостан, расположенной в красивейшей горно-лесной зоне. Отец его был потомственным лесорубом, и мальчик с детства познал и тяжесть труда сплавщика леса, и красоту музыки. Его первые музыкальные опыты были связаны с любимым инструментом башкир — кураем.
Стремление дать образование сыну побудило отца направить его учиться в лесотехникум. Но вскоре неожиданная случайность круто меняет судьбу Загира. Известный башкирский актер Арслан Мубаряков, услышав игру юноши, пригласил его принять участие в работе драматического театра Уфы, где он по вечерам стал выступать в качестве кураиста, а днем обучался в музыкальной студии, открывшейся в Уфе.
Еще один переломный момент в биографии композитора связан с именем прославленного башкирского музыканта Газиза Альмухаметова, угадавшего незаурядность таланта в молодом кураисте. Именно он посоветовал 3агиру поступить в только что открытую башкирскую студию при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. И вскоре, в 1937 году, Загир Исмагилов приезжает в Москву и начинает учиться в студии.
Во время Великой Отечественной войны Загир Гарипович работает в Уфе, участвует в концертах фронтовых бригад, пишет много песен патриотического содержания («Башкирские батыры», «Песня о героях», «Последнее письмо», «Шаймуратов генерал» и другие). После завершения обучения в студии он заканчивает композиторский факультет консерватории. А с 1958 года становится председателем Союза композиторов БАССР, позже   первым ректором и организатором Уфимского государственного института искусств, которым руководит около тридцати лет.
Произведения композитора исполнялись в России и за рубежом (Болгарии, Китае, Румынии, Северной Корее, Югославии, Эфиопии), постоянно издавались и записывались на грампластинках всесоюзной фирмы «Мелодия», имеются в фондовых записях радио России, башкирского радио и телевидения.
Творчество Загира Исмагилова масштабно. Огромный вклад он внес в развитие национальной оперы, камерно-вокальной, хоровой и инструментальной музыки. В своем творчестве композитор развивал традиции классиков русской музыкальной культуры  Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина.
Загир Исмагилов тяготел к национально-исторической тематике в операх, воплощению образов известных исторических личностей, выдвинувшихся из числа башкир, драматических и бытовых коллизий жизни простого человека. Среди них: историко-героическая опера «Салават Юлаев», повествующая о национальном герое, героико-эпические оперы «Послы Урала», затрагивающая тему воссоединения башкир с Россией, и «Кахым-туря» (на либретто Ишмуллы Дильмухаметова), где героем является военачальник, под предводительством которого башкиры отважно сражались против войск Наполеона в войне 1812 года. В центре оперы «Акмулла»— образ башкирского поэта-просветителя ХIХ века. Заслуженной популярностью пользовались его лирико-драматические сочинения — оперы «Шаура», «Волны Агидели» и бытовые музыкальные комедии — «Кодаса» («Свояченица») и «Алмакай».
Композитор внес значительный вклад в развитие жанра национальной хоровой кантаты, оратории, симфонической музыки. Им написано свыше трехсот песен и романсов. Загир Исмагилов был одним из ведущих композиторов- песенников, развивавших традиции русского романса и бытовой песни.
Творчество он успешно сочетал с многогранной общественной деятельностью в качестве депутата Верховного Совета БАССР целого ряда созывов. В 1963-1975-ые годы Загир Исмагилов избирался Председателем Верховного Совета БАССР. Поистине великий труженик в искусстве, Загир Гарипович горячо любим слушателями не одного поколения. Творчество Исмагилова, без сомнения, является высшим достижением современного башкирского музыкального искусства. Очень высоко отзывались о его музыке и коллеги. Выдающийся советский композитор Тихон Николаевич Хренников как-то сказал: «Музыка Загира Исмагилова удивительно чистая и искренняя. Жаль, что музыкантов такого уровня как он, было совсем немного. Его музыка напоминает мне прозрачный родник, спускающийся с высоких горных склонов…».
Свою любовь и признательность аксакалу башкирской музыки выразили жители столицы Башкортостана, присвоив Загиру Гариповичу Исмагилову звание «Почетный гражданин города Уфы».
Скончался композитор 30 мая 2003 года после тяжелой продолжительной болезни на 87-ом году жизни.
В декабре 2004 года в Уфе, на доме по улице Энгельса, где жил композитор, была открыта мемориальная доска. Его имя присвоено Уфимской государственной академии искусств. В театральном сквере у Башкирского государственного театра опера и балета воздвигнут памятник Загиру Исмагилову работы известного скульптора Ханифа Хабибрахманова. Именно на сцене этого театра в 1955 году впервые прозвучала самая знаменитая опера Исмагилова «Салават Юлаев», ставшая одним из узнаваемых национальных брендов Башкортостана. Одна из улиц в новом микрорайоне «Южный» города Уфы носит имя выдающегося композитора.

 Copyright 
  Анонсы новостей добавляются на сайт в автоматичеком режиме через RSS каналы:

  • news.yandex.ru
  • bashinform.ru
  • www.rg.ru