Земли сельскохозяйственного назначения должны работать на АПК, однако сейчас в России порядка 40 процентов таких земель используются не по назначению. Об этом заявил сегодня в Уфе председатель Комитета Государственной Думы РФ по аграрным вопросам Николай Панков. В столицу Башкортостана он прибыл в качестве участника Всероссийского аграрного форума, в рамках которого выступил модератором круглого стола на тему «Правовые вопросы регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве». В здании Министерства сельского хозяйства РБ собрались представители АПК со всей страны – чиновники территориальных подразделений Минсельхоза России, ученые, руководители сельхозпредприятий, главы фермерских хозяйств.
– Наша задача — выработать механизмы, которые будут способствовать тому, чтобы земля сельскохозяйственного назначения использовалась по назначению, — обратился к собравшимся Николай Панков.
Он отметил, что такие меры прописаны в нынешнем законодательстве, но не все работают на практике. В качестве одного из примеров тому глава комитета назвал норму закона, согласно которой неиспользуемые в течении трех лет земли сельхозназначения должны изыматься у собственника.
С законотворческой работой участников круглого стола познакомил директор департамента земельной политики Минсельхоза РФ Сергей Бондаренко.
— Прошло около девяти лет после принятия федерального закона об обороте земель сельхозназначения, более 19 лет с момента с начала земельной реформы 1990-х годов, а вопросы упорядочения отношений собственности на землю сельхозназначения — прежде всего, связанные с земельными долями, нашли свое отражение только в 2011 году, — констатировал Сергей Бондаренко, пояснив, что 1 июля прошлого года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», который упрощает процедуры согласования границ земельных участков, выделяемых в счет земельных долей и постановки их на кадастровый учет.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что земельное законодательство в России за последние два-три года стало в целом совершеннее, однако есть и ряд существенным пробелов. Так, отсутствие ряда нормативных правовых актов не обеспечивает защиту земель сельскохозяйственного назначения от необоснованного изъятия, не способствует вовлечению в сельхозоборот земель, находящихся в федеральной собственности – взять, к примеру, земли Минобороны РФ, сдерживает земельно-ипотечное кредитование и т.д. Затраты на межевание земельных участков по-прежнему высоки, как велики и сроки постановки их на государственный кадастровый учет.
Формирование собственности на землю обозначил в качестве первоочередной задачи ректор Государственного университета по землеустройству Сергей Волков. Он отметил, что на сегодняшний день в России зарегистрировано и поставлено на государственный кадастровый учет не более 30 процентов земель. Остальные 70 процентов находятся вне правового поля – а это значит, с ними нельзя совершать разного рода сделки, в том числе отдавать под залог, что затрудняет приток инвестиций.
— Земля в России была, есть и будет не только объектом имущественных отношений, но прежде всего главным средством производства в сельском хозяйстве и самым главным природным ресурсом, — подчеркнул Сергей Волков. – А чтобы пустить земли в экономический оборот, нужно сформировать земельную собственность. Этот вопрос, как и проблемы рационального использования земель – задачи государственной важности.