Мировой финансово-экономический кризис и двухгодичная засуха негативно отразились на динамике развития сельского хозяйства в Приволжском федеральном округе, обострив системные проблемы. Об этом заявил Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, выступая в четверг на заседании Совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в ПФО. Глава республики обозначил самые важные из них. Он, в частности, сказал:
— Первое. Наше сельское хозяйство серьезно отстает от зарубежных сельхозтоваропроизводителей, в первую очередь, по технологическому уровню. Агропромышленный комплекс большинства регионов округа продолжает работать в условиях нехватки сельхозтехники и средств механизации, высокой степени их износа, дефицита квалифицированных кадров. В среднем по округу износ машинно-технологического парка и оборудования составляет около 70% при среднем его возрасте 10 лет. Во многих хозяйствах треть этого парка находится за пределами двукратного показателя амортизационного износа.
Нужно принимать меры по кардинальному обновлению сельхозтехники. Повышению эффективности господдержки развития материально-технической базы отрасли. Стимулированию внедрения современных технологий. Предлагаем рассмотреть возможность субсидирования до 25% затрат сельхозпредприятий на приобретение техники и животноводческого оборудования за счет средств федерального бюджета с софинансированием в таком же объеме из региональных бюджетов. Сейчас эти субсидии предоставляются только за счет регионов, да и то не во всех.
Важным механизмом стимулирования обновления парка сельхозтехники выступают лизинговые операции. Большой интерес для аграриев округа представляет новая программа «Росагролизинга». В ней предусмотрен ряд льготных условий: отсутствие первоначального платежа, отсрочка выплаты первого лизингового платежа на шесть месяцев, увеличение срока договора до 10 лет.
Рассчитываем, что все эти меры позволят комплексно подойти к техническому перевооружению АПК, повысить технологический уровень производства в растениеводстве, животноводстве и переработке сельхозпродукции.
Другой важный фактор повышения эффективности отрасли – рациональное использование земельного потенциала. В ПФО сосредоточены четверть сельхозугодий и треть пашни Российской Федерации. Это 51 млн и 35 млн гектаров соответственно. Из общей площади земель сельхозназначения чуть более половины (31 млн гектаров) находится в собственности граждан. В государственной и муниципальной собственности – 24 млн гектаров, в собственности юридических лиц – 3,7 млн гектаров.
Вместе с тем около 10 млн гектаров сельхозугодий в округе, в том числе более семи миллионов гектаров пашни, сегодня не используются. Только за счет вовлечения в оборот этих земель объем сельхозпроизводства можно увеличить более чем на 100 млрд рублей. Пока регионы дают очень осторожные прогнозы по вовлечению в оборот земель на период до 2020 года – всего около 3 млн гектаров. Основная причина – отсутствие механизмов стимулирования работы по задействованию неиспользуемых площадей. Из общей площади земель сельскохозорганизаций и хозяйств граждан, занимающихся производством сельхозпродукции, зарегистрировано и поставлено на госкадастровый учет не более 30%, что сдерживает земельно-ипотечное кредитование под залог участков. Серьезной проблемой также является продолжающееся сокращение сельхозугодий и их деградация.
Регулирование всех этих вопросов, касающихся эффективного использования земельных ресурсов, требует поддержки на федеральном уровне, а также совершенствования нормативно-правовой базы.
Третье. Решающее значение для АПК приобретает эффективная инвестиционная политика, формирование благоприятных условий для привлечения ресурсов в точки роста отрасли, государственная поддержка инвесторов на федеральном и региональном уровнях.
Сейчас в регионах реализуются свыше 150 крупных инвестпроектов общим объемом более 170 млрд рублей. Основной источник их финансирования – кредитные ресурсы (55%). Собственные средства инвесторов составляют 31%. Пока, к сожалению, нынешний уровень государственно-частного партнерства не обеспечивает устойчивого притока инвестиций в агропромышленный сектор. А в региональных бюджетах не хватает средств, и мы не можем в достаточной мере оказать поддержку крупным инвесторам, например, в части создания инженерной инфраструктуры. Часто инвесторы просят нас о проведении такого рода работы, но, к сожалению, ресурсов недостаточно.
Четвертое. Основным инструментом развития сельского хозяйства в рыночных условиях выступает государственная поддержка. Включение отрасли в перечень приоритетных национальных проектов, реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия до 2012 года во многом позволили стабилизировать ситуацию в АПК.
За последние пять лет господдержка ежегодно увеличивалась. Если в 2007 году ее объем по округу составлял чуть более 30 млрд рублей, то к 2011 году он вырос в два раза и с учетом дополнительной помощи пострадавшим от засухи сельхозпроизводителям достиг 76 млрд рублей.
Однако принятые государством меры не привели к повышению экономической устойчивости и достижению финансовой независимости сельхозпроизводителей. Не решена задача обеспечения рентабельности сельхозпроизводства в округе. Так, совокупный уровень рентабельности с учетом субсидий из бюджетов всех уровней по итогам прошлого года вырос с 3% до 7,8%. Однако без учета субсидий сельское хозяйство, конечно, продолжает оставаться убыточным. По итогам прошлого года убыток составил более 6%.
За последние пять лет постоянно растет кредиторская задолженность предприятий АПК, в том числе перед банками. По состоянию на начало этого года объем задолженности по банковским кредитам превысил 200 млрд рублей, из них просроченная задолженность – более 7 млрд рублей. При том, что годовая выручка сельхозпроизводителей округа составила около 220 млрд рублей, чрезвычайно высокая долговая нагрузка не позволяет рассчитывать на дальнейшее развитие сельхозпредприятий без изменения существующих форм их поддержки.
Нужно признать, что мероприятия по финансовому оздоровлению отрасли оказались недостаточно эффективными. Две трети участников программы реструктуризации задолженности – это почти три тысячи предприятий – не смогли выполнить ее условий. Из-за несовершенства механизма закона о финансовом оздоровлении сельхозорганизаций половина реструктуризированной задолженности (17 млрд рублей) восстановлена. На деле этот механизм лишь продлевает во времени кризисное состояние организации, не способствует притоку денежных средств и зачастую завершается открытием процедур банкротства.
В целом, финансовое оздоровление предприятий и проблема банкротств – очень острый и болезненный процесс. По сути, меры по ликвидации неконкурентоспособных субъектов рынка, восстановлению платежеспособности организаций, испытывающих временные финансовые трудности, должны способствовать оздоровлению экономики, повышению ее эффективности в целом. Практика же показывает, что сегодня процедуры банкротства эти задачи не решают.
В прошлом году Арбитражный суд России по результатам проведения процедуры наблюдения принял решение о введении процедур финансового оздоровлении или внешнего управления лишь в 3,6% случаев. Только в 2% случаев производство по делам было прекращено в связи с погашением задолженности и удовлетворением требований кредиторов, то есть в одном случае из 50. В остальных случаях практически все процедуры конкурсного производства заканчивались уничтожением производства с распродажей имущества в розницу по бросовым ценам. Как результат, в различных регионах округа показатель удовлетворения требований кредиторов составляет от 12 до 29 копеек на один рубль задолженности. А средняя продолжительность дел о банкротстве превышает три года.
В ходе процедур банкротства арбитражные управляющие вынуждены реализовывать недвижимое имущество, находящееся на балансе предприятий, но на которое зачастую отсутствуют правоустанавливающие документы. Сельхозтоваропроизводители, приобретя это имущество, не могут зарегистрировать право собственности. И в результате не имеют возможности принять участие в целевых программах по развитию сельского хозяйства, используя это имущество в качестве залога.
Предлагаем по аналогии с законодательством о дачной амнистии внести в Гражданский кодекс, а также Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» изменения по вопросу оформления в упрощенном порядке прав сельхозпроизводителей на объекты недвижимого имущества, приобретенных в рамках процедур банкротств. Все предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в области банкротства обобщены и нашли свое отражение в проекте протокольного решения.
Эти острые проблемы можно преодолеть только в условиях реализации единой государственной политики в области финансового оздоровления. Она – эта политика – должна опираться на тесное взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Пока такого взаимодействия, к сожалению, нет.
Пятое. Эти и другие проблемы, связанные с финансовым оздоровлением и банкротством, нам придется решать в условиях вхождения в ВТО. Здесь нужны новые механизмы и направления государственной поддержки отечественного производителя, регулирования и мониторинга ситуации. Сейчас обсуждается проект Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования сельхозрынка, сырья и продовольствия до 2020 года. Ее реализация призвана повысить доходность и инвестиционную привлекательность отрасли в условиях вхождения России в ВТО.
Для решения главной задачи – повышения конкурентоспособности отечественного АПК – уже приняты важные меры. России разрешено увеличить уровень поддержки АПК до 9 млрд долларов. Это в 1,5 раза больше, чем было запланировано на 2012 год. Цифры по 2012 году – 5,6 млрд долларов. Если говорить о структурировании господдержки, то 9 млрд долларов – это максимально возможный объем прямой поддержк. Речь идет о субсидировании кредитов, племенного животноводства, субсидиях в растениеводстве и животноводстве. При этом не ограничена непрямая поддержка («зеленая корзина») в части строительства жилья, дорог, инженерной инфраструктуры, субсидий на науку, образование, переподготовку кадров, развитие мелиорации. Сегодня в новых условиях нам необходимо эффективно использовать все формы поддержки села.
Совместно с отраслевыми союзами и экспертами агропродовольственного рынка Минсельхоз России разработал комплекс дополнительных мер. Подготовил предложения по продлению льгот по налогу на прибыль, освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020 года, а также по усилению таможенного администрирования ввоза сельхозпродукции.
Таким образом, реализуемый комплексный подход к адаптации российского АПК в условиях ВТО позволит не только сохранить позитивную динамику в отрасли, но и решить задачи, определенные в Доктрине продовольственной безопасности, привлечь в отрасль стратегических инвесторов, а также наращивать экспорт отечественной сельхозпродукции исходя из возможностей ВТО.
Вместе с тем и на региональном уровне необходимо принять новые правила экономического поведения, а также выработать конкретный план действий регионов в переходный период вступления России в ВТО.
Шестое. Важнейший вопрос – повышение качества жизни на селе. В округе в сельской местности проживает 9 млн человек, или около 30% сельчан страны. Действует федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года». В ее рамках с 2007 года в регионах округа на селе построено или приобретено более 13,5 млн квадратных метров жилья. В том числе более 1 млн квадратных метров – для молодых семей и молодых специалистов, что позволило улучшить жилищные условия более 12 тысяч молодых семей и специалистов. При этом ежегодный прирост ввода жилья в расчете на одну тысячу человек сельского населения составил в среднем 6-10%.
За последние пять лет введено в эксплуатацию 13,3 тысячи километров газовых сетей, более трех тысяч километров локальных водопроводов. Уровень газификации достиг 73%, обеспеченность питьевой водой возросла до 60%.
Большой проблемой остается оказание квалифицированной доврачебной медицинской помощи на селе. Обеспеченность учреждениями здравоохранения в сельской местности в три раза меньше, чем в городской – 34,4 койко-места против 105,5 в городе. В рамках программы «Социальное развитие села» фельдшерско-акушерские пункты строятся лишь в семи регионах округа.
Обеспеченность школами равна 80%, детскими садами – 70%, практически оставшись на уровне 2007 года. Еще хуже обстоит дело с физкультурно-оздоровительными учреждениями – 35%, то есть треть от нормы.
За последние пять лет в рамках программы из бюджетов обоих уровней направлено 30,7 млрд. рублей. При этом на один рубль из «центра» на местах в развитие села вкладывается три рубля сорок копеек. Но и этого недостаточно. Сегодня потребность в средствах в полтора-два раза превышает лимит бюджетов, предусмотренных на эти цели.
От качества жизни на селе сильно зависит кадровая ситуация в отрасли. Молодые специалисты не едут работать в сельскую местность. Причины известны: низкий уровень доходов, трудности с жильем, неразвитая социальная инфраструктура, непрестижность сельского труда. Молодежь не устраивает то, что комфортность проживания на селе заметно ниже, чем в городе. Значительная часть выпускников, подготовленных для АПК, к сожалению, работает в других секторах экономики, где заработная плата выше. В отрасли средняя зарплата сегодня порядка восьми-девяти, в некоторых регионах чуть выше – составляет около 10 тысяч рублей. В результате сельское хозяйство на рынке труда не выдерживает конкуренции с другими отраслями.
Для того чтобы привлечь молодых специалистов к работе в сельской местности, нужны новые сельхозпроизводства и рабочие места. Развитие инфраструктуры села. Действенные социальные и экономические стимулы. Например, Нижегородская, Саратовская и Ульяновская области, Марий Эл, Татарстан реализуют собственные программы по закреплению молодых специалистов на селе. В этой важной работе необходима поддержка федерального бюджета.
Требует развития материальная база вузов и ссузов, которые готовят специалистов для сельского хозяйства. Техническое оснащение учебно-производственных классов и лабораторий отстает от современных требований. Студенты, осваивая предмет на устаревшем оборудовании, на неиспользуемой уже сельхозтехнике, оказываются неготовыми к работе в сегодняшних реалиях.
Одним из путей решения этой проблемы является заключение соглашений между министерствами сельского хозяйства субъектов, образовательными учреждениями, а также поставщиками сельхозтехники, реализующими свою продукцию на региональном рынке.