Сегодня Александру Васильевичу Пантелееву – видному советскому художнику, графику, монументалисту и сценографу – исполнилось бы 80 лет. Родился он 7 апреля 1932 года в театральной семье в городе Великие Луки Псковской области. Однако уфимский период его жизни и творчества (1948–1976 годы) занимает особое место в биографии художника, в Уфе он учился, творил, именно здесь пришла к нему известность.

Первыми творческими работами тринадцатилетнего Саши Пантелеева стали эскизы декораций к пьесам А.С.Грибоедова «Горе от ума» и Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна». Уже в этих ранних набросках чувствуется талант и творческий размах, яркий индивидуализм. В 1948 году Александр Васильевич поступает в Уфимское театрально-художественное училище. После его окончания он писал эскизы декораций для Башкирского государственного театра оперы и балета и Республиканского русского драматического театра. В общей сложности Александр Васильевич работал над созданием декораций к 17 постановкам. Среди них — «Хованщина» М.Мусоргского, «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Руслан и Людмила» М.И.Глинки и другие.
В 50—70 годы прошлого века Александр Пантелеев был не только одним из первых мастеров «индустриальной темы» в пейзаже — он был замечательным живописцем, широко образованным художником, очень авторитетным среди коллег и зрителей. Не было ни одной выставки в стране с 1954 года, ни маленькой, ни крупной, где бы не появлялись работы Пантелеева. Причем они сразу привлекали внимание, заставляли говорить о себе и об авторе – решения всегда были неординарны, не похожи ни на какие другие. Композиции, выведенные автором со строгостью геометра, несколько тяжеловатые формы, исключительно красивые, звучные по цвету, всегда поражали воображение. С самого начала художник казался многоопытным, знающим все законы и особенности живописи. А было ему всего 22 года, когда он показал первую свою картину «Приуралье» в 1954 году.
Александр Пантелеев поначалу, как и многие другие выпускники Уфимского училища искусств, находился под влиянием своего талантливого педагога Александра Эрастовича Тюлькина. Стремление к крупным формам, насыщенность цвета, романтический склад художественного мышления учителя отразились в первых произведениях ученика. Это видно по тому же «Приуралью», но особенно по первой крупной работе «Голубые снега» (1957 г.), где еще никакой «индустриальности» не было, а были чудесные синие тени, голубые большие снега и запах свежего зимнего воздуха, который каким-то непостижимым образом поселился в картине.
Уже первые работы, экспонированные не только в Уфе, но и на Всероссийской, Всесоюзной и Международной выставках 1957 года показали значительность и необычность художественных решений молодого художника. В Уфе Александру Васильевичу приходилось переживать разные моменты — от непризнания его творчества до абсолютного преклонения. Непризнание было связано с необычностью формы, художественных решений в его картинах. Некоторые коллеги-художники называли его формалистом, особенно после создания картин «Башкирский рудник» и «Зимний путь». В конце 50-х годов в Уфе вполне серьезно обсуждался вопрос о «буржуазности» и «формализме» некоторых живописцев, в их число пытались включить Александра Тюлькина, Бориса Домашникова и Александра Пантелеева. Были организованы диспуты и обсуждения, из Москвы были приглашены представители Союза художников СССР, которые, к счастью, объявили, что никакого формализма в работах этих художников нет.
В 1969 году в Уфе состоялась первая персональная выставка Александра Васильевича, которая показала потенциал и творческие возможности художника. Затем выставки прошли в Москве, Уфе, Ленинграде, Свердловске и других городах, всегда привлекая большое внимание зрителей и критиков. В разные годы Александр Васильевич участвовал во многих всесоюзных, всероссийских зональных выставках. С 1956 года он являлся членом Союза художников СССР. В 1966 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник БАССР», в 1974 году – «Заслуженный художник РСФСР».
В 1976 году художник переезжает в Вологду и возглавляет там Вологодскую организацию Союза художников России. В возрасте 58 лет, 31 июля 1990 года, Александр Пантелеев скончался после тяжелой болезни в одной из больниц Вологды.
Александр Васильевич очень любил Башкирию, был ее патриотом. И когда в 1976 году по целому ряду причин ему пришлось уехать из Уфы, он очень страдал, тяжело переживал разлуку с ней и любимыми коллегами. Последние картины были написаны им в далекой Вологде, совсем другом крае. И, несмотря на различия природы, другую жизнь окружавших художника людей подход к эстетическим характеристикам, трактовка мотивов природы оставалась той, найденной им в 60-70-х годах в городах, степях и горах Башкирии.
Картины и рисунки Александра Васильевича ныне хранятся в 40 музеях России и стран СНГ. Шесть картин находятся в Государственной Третьяковской галерее. Фонды Вологодской картинной галереи насчитывают 136 произведений живописи и 1268 рисунков Александра Пантелеева. Картины «Март», «Бухара» находятся в Уфимском художественном музее им.М.В.Нестерова, «Горлицы» — в Пермской художественной галерее, «Голубые минареты» — в Тюменском музее изобразительного искусства, «Зима. Скалы» и «Уфимская ТЭЦ» — в Художественном фонде России, «Уральский натюрморт» — в Министерстве культуры России. Более 80 работ художника приобретены частными коллекционерами.

 Copyright 
  Анонсы новостей добавляются на сайт в автоматичеком режиме через RSS каналы:

  • news.yandex.ru
  • bashinform.ru
  • www.rg.ru