Детская коляска — приспособление для транспортировки детей. Положение ребёнка в коляске (сидя или лёжа) зависит от её типа.
В 18 веке в Великобритании герцог Девонширский попросил Уильяма Кента — художника, архитектора и ландшафтного дизайнера — создать коляску для своих детей. В 1733 году заказ был выполнен. От классической коляски в нашем понимании изделие Кента отличалось очень сильно. Это была очень красиво декорированная уменьшенная копия взрослой повозки, перемещать которую должен был небольшой пони или ослик. Ребёнок в этой коляске мог только сидеть.
Коляска быстро вошла в моду. Уже к 1840 году подобные коляски продавались в лавках и магазинах детских товаров. Даже королева Виктория приобрела для прогулок со своими наследниками три штуки. В некоторых моделях даже отказались от осликов, предоставив возможность тянуть коляску няням или родителям. Появились трехколёсные варианты. Чуть позже появились коляски-люльки, в которых можно было лежа прогуливать совсем маленьких детей. А в 1889 году Уильям Ричардсон запатентовал идею первой коляски, в которой положение сиденья можно было менять, ставя его как лицом к родителям, так и наоборот. Изобретатель также заменил жестко связанные осью колеса на независимые, что резко увеличило маневренность колясок.
С началом 20 века родилась колясочная индустрия. Коляски стали дешевле и доступнее. Появилось множество моделей, в которых использовали большие колеса, капоры, тормоза, разные формы люлек. К середине века возникла проблема — громоздкие коляски было неудобно транспортировать в путешествиях. Потому изобрели лёгкие алюминиевые рамы и системы складывания колясок. Со временем детская индустрия адаптировала все современные технологичные достижения, сделав коляски очень легкими, компактными и удобными.
Коляски можно разделить на два больших класса — коляски для новорожденных и прогулочные коляски.
Первые — это коляски-люльки для самых маленьких детей. В них ребёнок большее время находится в положении лежа и надёжно укрыт от опасностей внешнего мира — холода, излишнего тепла, прямых солнечных лучей, сквозняков и насекомых. В такой коляске ребёнка возят только, когда он спит. Летом ребёнок может также спать на свежем воздухе. Если ребёнок неожиданно проснется, коляску можно тихонько покачать, пока он снова не заснет.
Прогулочные коляски — для детей постарше. В них дети передвигаются сидя, однако многие модели предусматривают откидывание спинки вплоть до практически горизонтального положения, чтобы ребёнок мог спать в комфортной позе. Пассажир такой коляски также может защищаться от дождя, ветра и холода — как с помощью накидок и капоров, так и при помощи специальных утеплённых чехлов-конвертов.
Существует также коляска х лендер которая совмещают в себе и люльки, и «прогулки». Класс колясок-трансформеров предусматривает легкое превращение одной коляски в другую.
Модульные универсальные коляски, или коляски «два (три) в одном» представляют собой раму с шасси, на которую ставятся нужные модули. Кроме полноценной люльки (не облегчённой, как в варианте трансформера) и «прогулки» на такую коляску через переходники можно установить и автомобильное кресло.
Ещё одна классификация колясок — по способу складывания. Самые лёгкие и компактные — коляски-«трости». Они идеальны для путешествий и переездов с ребёнком, когда часто требуется брать малыша на руки и складывать коляску. Чуть более массивны коляски, складывающиеся «книжкой». Как правило, это уже устройства «два в одном» или трансформеры. Их вес невелик за счёт применения облегчённых материалов, но в сложенном состоянии они занимают несколько больше свободного места.