Свой замечательный юбилей сегодня отмечает Нурия Ирсаева – одна из самых известных актрис сегодняшнего Башкортостана, крупный театральный режиссер. Она является и титулованной представительницей российского театра – заслуженной артисткой Башкирской АССР, народной артисткой Башкирской АССР, Республики Татарстан и РСФСР. Она лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева, премии им. Акмуллы, награждена серебряной медалью им. Народного артиста РСФСР А.Д.Попова.
Нурия Исхаковна Ирсаева родилась 13 октября 1942 года в селе Канбеково Миякинского района Башкирской АССР. В 1965 году окончила театральный факультет Уфимского училища искусств, училась на курсе Шамиля Рахматуллина. Ее педагогами были также корифеи театра Зайтуна Бикбулатова и Рим Сыртланов. Позже, в 1987 году, получила образование в Уфимском государственном институте искусств. С 1969 года входит в Союз театральных деятелей Башкортостана и России.
После завершения училища стала работать в Башкирском академическом театре драмы им. М. Гафури и связана со сценой уже почти полвека. Нурия Ирсаева впервые дебютировала на сцене Башакадемтеатра в спектакле «И вновь встречаются друзья» по пьесе Алексея Арбузова, где она сыграла роль Алены. Далее последовали роли Веры в пьесе Сергея Кайтова «Дети мои» в постановке режиссера Шауры Муртазиной, Галиябану в одноименной мелодраме Мирхайдара Файзи, Сарвар в «Башмачках» Хабибуллы Ибрагимова, Ильгизы в «Матери ждут своих сыновей» Асхата Мирзагитова, Галии в «Неотосланных письмах» Гаделя Кутуя, Майсары в «Голубой шали» Карима Тинчурина и многие другие. Она сыграла образы главных героев во многих спектаклях по пьесам Мустая Карима, Нажипа Асанбаева, Хеллы Вуолийоки, Раффи Шарта.
Искусство Нурии Ирсаевой очень многопланово. Сыгранные ею многочисленные роли гармонично сочетают глубину реалистического анализа с духовной утонченностью. Незаурядному дарованию актрисы свойственны тонкий лиризм, поэтичность и чувственность, высокая музыкальность. В своей работе Нурия Ирсаева в полной мере использует традиции башкирской сцены, фольклора и народного исполнительства.
На протяжении многих лет Нурия Ирсаева, будучи ведущей актрисой башкирской сцены, своим искусством радует зрителей не только нашей республики и страны, но и зарубежья. А с недавних лет поклонники открыли для себя новую грань ее таланта — Нурия Исхаковна попробовала себя в режиссуре. Она успешно поставила на сцене Стерлитамакского башкирского драматического театра спектакль «Галиябану» по пьесе Мирхайдара Файзи. До этого была постановка спектакля Фатхи Бурнаша «Молодые сердца» в Туймазинском драматическом театре.
Нурия Исхаковна сыграла и главные роли в полнометражных кинофильмах – Нажию в мосфильмовской картине «Возвращение чувств» и Ирину в фильме «Двое на земле» киностудии имени М.Горького.
Актриса фактически прожила многие годы на театральной сцене и очень высоко оценивает возможности театра в воспитании целых поколений. Она считает, что ей сильно повезло в жизни, потому что на ее долю выпало счастье играть с корифеями башкирского театра Арсланом Мубаряковым, Зайтуной Бикбулатовой, Римом Сыртлановым и другими мастерами сцены. По словам Нурии Исхаковны, у нее было не так много спектаклей, но все они были достойными. Плодотворным и долговечным стал сценический дуэт Нурии Ирсаевой и Фидана Гафарова, который длится уже многие годы, и их общее творчество неотделимо от Башакадемтеатра драмы. С годами Нурия Исхаковна и Фидан Сафич выводят на сцену более взрослых героев – своих современников, но для зрителей они навсегда остались Халилем и Галиябану, Загиром и Галией…
С грустью вспоминает она о золотом периоде в жизни башкирского театра драмы, который пришелся на 70-80-е годы прошлого века, когда невозможно было купить билеты и люди стояли даже в проходах. Как-то на гастролях театра в Казани зрители, которые не могли попасть в переполненный зал, выломали двери. Но актриса довольна, что башкирский театр все-таки сохранил своего зрителя, хотя с тех пор театров в Уфе и республике стало намного больше.
Нурия Ирсаева и далее намерена служить своему театру пока хватит сил и здоровья. Любовью к сцене пронизана вся ее жизнь и без театра она не представляет своей жизни.
Она считает, что для успеха любого театра необходим богатый драматический материал, актуальные пьесы. Сегодня Башдрамтеатр нуждается в них, но хороших работ мало. Современные драматурги зачастую отстают от высоких требований театра, не умеют отразить все тонкости современной жизни. Темами для пьес, считает она, могут стать проблемы взаимоотношений между людьми, дефицита человечности и доброты в наш жестокий век.
Нурия Ирсаева говорит: «Современный зритель любит комедии и мелодрамы и не очень хочет думать. Но в театр, я уверена, надо ходить. Наш театр уникален тем, что имеет романтическое направление, и он стоит чуть выше жизни. Его особенность еще и в том, что мы не подражаем западным и даже московским театрам в том, чтобы слишком откровенничать на сцене. Да и зритель наш этого не приемлет. Мы должны сохранить академизм театра, чтобы не было в нем пошлости, дешевой шутки и представлений и плохой актерской игры. В том, чтобы отдать себя без остатка, — в этом актер должен находить счастье. Театр — это святое место. На сцену непозволительно выйти нетрезвым и произносить бранные слова. Она этого не любит и отталкивает тех, кто не дорожит актерской профессией. Если ты не трудишься самоотверженно, до жертвенности, то работать в театре нечего. Эти заповеди чтят не только артисты, но и режиссеры и драматурги. Мы уверены, что если все будет сделано на высоком культурном, творческом уровне, то зрительный зал никогда не будет пустовать».