В Уфе состоялась презентация книги художника Петра Храмова «Инок». Она прошла во втором корпусе Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди на фоне выставки живописи отца автора — заслуженного художника БАССР Алексея Храмова.
На презентации выступили литературоведы, художники, искусствоведы, журналисты, родственники и друзья писателя. Отрывки из романа «Инок» прозвучали в исполнении заслуженного артиста РБ Александра Донгузова. Известный уфимский бард, литератор Сергей Круль исполнил песни на свои стихи, которые он посвятил родному городу. Литературно-музыкальное сопровождение сделало обстановку в зале еще более теплой, поэтичной и душевной.
— Сегодня у нас долгожданное событие – презентация книги с непростой, драматичной судьбой. Эта книга ждала своего часа почти 20 лет, прежде чем была выпущена в издательстве. Она вышла благодаря стараниям очень многих людей, оценивших ее значимость и уникальность, — сказала ведущая мероприятия — заведующая научно-методическим отделом Национальной библиотеки Галина Евдищенко.
Близкая родственница художника Олеся Храмова рассказала о том, каким был Петр Алексеевич, в какой семье он вырос, какие работы создал как художник-монументалист и как работал над своим первым и единственным романом.
— В семье царил культ творчества, культ литературы, — вспоминает Олеся Георгиевна. – У Храмовых была большая личная библиотека. Петр Алексеевич был влюблен в классическую русскую литературу. Обладал прекрасным чувством слова, потрясающей эрудицией, поэтому неудивительно, что он стал писать. Еще он очень любил животных, что тоже нашло отражение на страницах романа.
Рассказ родственницы писателя сопровождался показом слайдов и фотографий. На семейных снимках – маленький Петя, его брат Андрей, мама и папа, бабушка и дедушка, о которых с такой любовью художник писал в своем романе. А когда показали крупным планом старинный купеческий дом на берегу Белой, где в годы войны получили комнатку мама с бабушкой, все так и ахнули. Не зря автор начал роман с описания этого дома.
«Весь деревянный (только лестница белокаменная), бревенчатый, с дивно вырезанными орнаментами наличников, карнизов и балкончиков, с крутой крышей и флюгером на ней, с островерхими ажурными башенками, он как бы стремился к небесам и походил на остановившееся пламя. И был он весь розовый, а там, где облупилась розовая краска, как пепел мерцало старое, в светло-серых ворсинках дерево. Ах какой это был дом!» — пишет Петр Храмов. И затем все повествование идет от имени ребенка, который постепенно взрослел и осознавал все несовершенство мира.
Журналист Борис Христов, друг Андрея – младшего брата Петра Храмова, поделился своими впечатлениями от романа. Первую часть наш коллега прочитал одним из первых, и она его потрясла. Вторая и третья части писались в годы перестройки – трагические для художника, в раз потерявшего работу, ставшего по своей воле, а, может, по стечению обстоятельств затворником, «иноком», как и главный герой.
— Петр Храмов – для меня это ярчайшая личность, — признался Борис Христов. – И я счастлив, что его книга наконец вышла, увидела свет.
Заместитель главного редактора журнала «Бельские просторы» Светлана Чураева напомнила, что роман-воспоминание «Инок» впервые полностью был опубликован в этом журнале в 2008-2011 годах и получил заслуженное признание. Она считает, что это глубоко православная книга, где очень важна тема милосердия, смирения.
— В этой книге все такое родное, знакомое, узнаваемое, — высказал свое мнение главный редактор газеты «Истоки» Айдар Хусаинов. – Такой книги об Уфе у нас еще не было. Я прочитал ее еще лет десять назад и понял, что ее можно поставить в один ряд с известными художественными произведениями, где все события воспринимаются глазами ребенка. Необходимо также вспомнить, что толчком к выходу романа «Инок» стала публикация в журнале «Крещатик».
Все выступавшие в тот вечер отмечали самобытный язык романа, его своеобразие, глубину, гуманистическую направленность, неприятие героями темных, злых сил, тяготение к добру и свету. По мнению многих участников обсуждения, этому роману уготована долгая жизнь. И еще было высказано пожелание выпустить дополнительный тираж, так как книга, вышедшая в издательстве «Китап» в апреле этого года, уже полностью разошлась. Остается только надеяться, что ее можно будет прочитать в интернете, что, собственно, пообещала Светлана Чураева.
Художник Алексей Королевский много теплых слов сказал о своем коллеге Алексее Храмове, который был великолепным живописцем. Ему принадлежат чудесные уральские пейзажи, портреты близких людей, картины деревенской жизни. Все такое светлое, радостное, чистое, как будто в жизни художника не было ни потерь, ни горьких раздумий и разочарований. А ведь Алексей Васильевич прошел всю Великую Отечественную войну и еще служил на Дальнем Востоке, пережив на фронте тысячи смертей. Это светлое восприятие всего окружающего характерно для обоих Храмовых – отца и сына. В начале экспозиции зрителей встречает лирический портрет молодого человека – сына Пети, над которым разместился меньший по размеру «Автопортрет», где изображен уже зрелый мастер – сам Алексей Храмов.
Выставка, которую символически назвали «Ожидание», будет открыта до середины ноября. Тут же можно ознакомиться с фрагментами рукописи романа «Инок» и рисунками Петра Храмова.
Два художника – две судьбы… Здесь они рядом.

 Copyright 
  Анонсы новостей добавляются на сайт в автоматичеком режиме через RSS каналы:

  • news.yandex.ru
  • bashinform.ru
  • www.rg.ru