Парламентарии Башкортостана на этой неделе обсудили поправки в республиканские законопроекты, связанные с последними кадровыми изменениями в исполнительных органах власти республики и изменениями федерального законодательства. Соответствующие проекты законов республики были рассмотрены на заседании Комитета Государственного Собрания – Курултая РБ по государственному строительству.
Проект закона РБ «О внесении изменений в статью 24 закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» уточняет правовой статус Администрации Президента РБ, Управления делами Президента РБ как государственных органов РБ. Проектом также конкретизируются основные полномочия Руководителя Администрации и Управляющего делами как должностных лиц, осуществляющих непосредственное исполнение полномочий соответствующих государственных органов.
В связи с тем, что ряд министерств Башкортостана были преобразованы в агентства, к рассмотрению был предложен проект закона РБ «О внесении изменений в закон Республики Башкортостан «О республиканских органах исполнительной власти». В соответствии с Указом Президента республики «О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов власти в Республике Башкортостан» в законопроекте отмечается, что к республиканским органам исполнительной власти отнесены министерства, государственные комитеты и ведомства Республики Башкортостан (агентства, комитеты, управления, комиссии, инспекции). В целях реализации в полном объеме конституционных полномочий Президента Башкортостана в законопроекте уточнены полномочия Президента республики по назначению руководителей республиканских органов исполнительной власти, формированию коллегий республиканских органов исполнительной власти.
Необходимость внесения изменений в статью 1 закона Республики Башкортостан «О референдуме Республики Башкортостан» и принятия закона РБ «О порядке отзыва Президента Республики Башкортостан» связана с изменениями, внесенными в федеральное законодательство.
В частности, федеральным законом предусмотрено, что порядок отзыва высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом субъекта РФ. При этом процедура отзыва высшего должностного лица субъекта РФ проводится по инициативе граждан, проживающих на территории субъекта и обладающих активным избирательным правом. В связи с этим законопроектом в целях конкретизации пределов правового регулирования закона РБ «О референдуме Республики Башкортостан» предлагается статью 1 дополнить нормой, согласно которой основания и процедура отзыва Президента РБ устанавливаются законом РБ «О порядке отзыва Президента РБ».
Законопроектом «О порядке отзыва Президента Республики Башкортостан» устанавливается порядок организации и проведения отзыва Президента РБ. Согласно проекту закона, отзыв возможен в случае нарушения Президентом РБ законодательства республики и России, факт совершения которого установлен судом, а также неоднократное грубое, без уважительных причин неисполнение Президентом республики своих обязанностей, установленное соответствующим судом. Обратиться в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением об установлении фактов, указанных выше, вправе политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа граждан России в количестве не менее ста человек, проживающих на территории республики и обладающих активным избирательным правом на выборах Президента Башкортостана. Законопроектом также предусматривается, что инициатива проведения голосования по отзыву может быть выдвинута не ранее, чем по истечении одного года со дня вступления в должность Президента республики. При этом инициативная группа должна собрать в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву подписи избирателей в количестве 25 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории Башкортостана. Решение о назначении голосования по отзыву принимается Государственным Собранием – Курултаем РБ.
Принципы проведения голосования по отзыву, права граждан на участие в голосовании, система и статус комиссий, образование участков, составление списков установлены и осуществляются в соответствии с федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законом РБ «О референдуме Республики Башкортостан». Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки.