Чтобы научиться красиво говорить, кроме правильного дыхания, диктору требуется мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которое необходимо развить. Существует два типа резонаторов: верхний (головной), нижний (грудной). Головной резонатор — это полости, которые расположены выше нёбного свода, в лицевой части головы.

Грудной резонатор — это трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощущения в груди и в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок так, что тембр голоса диктора, будет содержать обертоны, которые будут вызывать резонанс в головном и грудном резонаторах. Звонкость, полётность, яркость, качество голоса диктора достижима только тогда, когда правильно сформирован исходный тембр, на который отвечает головной резонатор. Для этого диктору необходимо выполнять упражнения для постановка голоса, которые помогали бы свободному рождению звука голоса с ощущением резонанса этого звука в лицевой части головы.

Итак, диктору требуется научиться расслаблять мышцы, а начинать надо с общего, а именно — научиться расслаблять всё тело. Для этого лягте и поочерёдно расслабьте все мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом проследите за руками. Далее расслабьте мышцы шеи и челюстей. И в завершении проконтролируйте мышцы живота и спины. В таком положении полежите несколько минут. Затем встаньте, сохраняя тело свободным. Проследите, чтоб ни одна группа мышц не была в напряжении. Чтоб голос свободно рождался и «пел», нужно выработать чувство свободы мышц фонационных путей. Для этого есть упражнение «стон».

Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан
Диктор Всесоюзного Радио Юрий Левитан

Упражнение «стон»

Чтобы выполнить это упражнение сядьте на стул, сохраняя положение тела «на колок», не откидывайтесь, держите спину привычно в прямом положении. Это поможет работе дыхательного аппарата. Представьте, что у вас болит голова или горло. И начинайте негромко стонать, чтоб «успокоить боль». Но, не кряхтите. Т.к. при кряхтении голос получается глухой, звук короткий, связки напряжены. Всё свободно: мышцы шеи, лица, рук, ног. Плечи опущены. Шея так свободна, что голова наклонилась в сторону или вниз.

Теперь начинайте двигать головой влево, вниз, вправо… Двигайте медленно, проверяйте свободу мышц. Продолжайте стонать. Голос не зажимайте. Свободный стон, на «средней ноте» вашего голоса. Рот при этом — закрыт, губы сомкнуты не плотно, а соединены слегка. Как при произнесении «м». После того, как добьётесь точности выполнения упражнения, ощутите свободное звукотечение. Стон — это звук, беспрепятственно выходящий из гортани. Продолжая стонать, сохраняя положение тела, медленно, без напряжения слегка опускаете нижнюю челюсть: «Мма…» — и тут же закрываете рот:

мма-мма-мма…

«А» произносится мягко, мышцы губ и нижней челюсти свободные. Ровный выдох, который не ослабевает в момент открытия рта. Это упражнение проделайте несколько раз. Самое главное — это мышечная свобода. Работать должен только дыхательный аппарат. А теперь, продолжая стонать, слитно, как одно слово, произнесите голосом фразу «Мам, мёду нам». Открывая рот, сейчас же мягко возвращайте его в исходное положение на стон. Т.к. фраза произносится на стоне, то согласные звуки «м», «н» удваиваются:

мамм-мёдунн-намм…

Далее упражнение «стон» сопровождайте тренировкой в произнесении сонорных согласных, т.к. они придают голосу звонкость, усиливая резонаторную функцию носовой полости. На стоне тренируйте различные сочетания сонорных согласных с гласными:

Мм-мУ-мм-мО-мм-мА-мм-мЭ-мм-мИ-мм-мЫ-мм…

Мм-нУ-мм-мнО-мм-мнА-мм-мнЭ-мм-мнИ-мм-мнЫ-мм…

Мм-нУли-мм-мнОли-мм-мнАли-мм-мнЭли-мм-мнИли-мм-мнЫли-мм…

РлУрм-мм-РлОрм-мм-РлАрм-мм-РлЭрм-мм-РлИрм-мм-РлЫрм-мм…

Сонорные — это согласные, наиболее звучные — м, н, л, р. Стоните монотонно, слитно, негромко. Не тревожьте горло. Рот при звучании гласных свободно открывается, но не широко. Внимание направлено на сонорные согласные «н», «м», «р», «л». Далее, достигнув свободы звучания, постепенно переходите к повышению, а потом и к понижению голоса на каждой строчке. Но не более как на два-три тона от средней ноты. Сохраняйте свободу фонационных путей. В упражнение на сонорные согласные постепенно вводим элементы речевого способа произношения с опорой. Вначале произнесите слитно на стоне, полунапевно: м

маммаммаммамм…

Потом три раза слитно на стоне, а четвёртый разговорно — зовём маму:

Ммаммаммам-мАм!

В речевом аппарате ничего не меняется. Так же свободно, мягко в области глотки. Только диафрагма на «мам» вздрогнула — опёрла звук. Следует добиваться, чтоб характер звучания голоса изменял и характер дыхания. Чтоб была верная опора голоса, зависимость дыхания от звучания. На стоне произнесите знакомую фразу:

Ммаммёдуннамм

И здесь же — каждое слово отрывисто:

мАм! мЁду! нАм!

Проследите, чтоб при речевом произнесении не было чрезмерной активности, чтоб сохранялась свобода и лёгкость, как и при стоне. Тренируйте знакомые сочетания:

ммУ! ммО! ммА! ммЭ! ммИ! ммЫ!

мнУли! мнОли! мнАли! мнЭли! мнИли! мнЫли!

РлУрм! РлОрм! РлАрм! РлЭрм! РлИрм! РлЫрм!