Истори́ческое или костюмное кино — род кинематографа, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса). Исторические фильмы нередко являются экранизациями исторических романов.

Костюмное кино нередко пересекается с жанрами приключенческого фильма и боевика, так как чаще всего предметом фильма становятся драматические и судьбоносные события, войны, перевороты и т. п. По времени и характеру действия выделяют несколько специфических разновидностей исторический фильм:

Батальное кино — в советском кинематографе особенно распространены были фильмы о Второй мировой войне.
Пеплум — высокобюджетные фильмы о древнем мире с пышными костюмами и декорациями, нередко с внушительными массовками. Жанр зародился в Италии, однако наивысшего расцвета достиг в Голливуде в конце 1950-х и начале 1960-х («Бен-Гур», «Спартак», «Клеопатра»).
Фильм плаща и шпаги — костюмное кино с динамичным развитием действия и фехтовальными поединками, зачастую — экранизации романов Дюма либо фильмы о пиратах. На ролях отважных героев и благородных разбойников специализировались Дуглас Фэрбенкс, Эррол Флинн, Жан Маре, Михаил Боярский.
Вестерн — родившийся в Америке жанр историко-приключенческого кино, действие которого происходит на Диком Западе в XIX веке. Впоследствии вестерны, адаптированные под национальные особенности, стали снимать и в других странах (см. спагетти-вестерн, истерн).
Тямбара — японское кино о самураях, крупнейшим мастером которого был Акира Куросава («Семь самураев», «Трон в крови»).
Уся — китайское историко-приключенческое кино с фантастически утрированными восточными единоборствами («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Дом летающих кинжалов»).
Экранизации классических романов

Вивьен Ли в фильме «Унесённые ветром» (1939)
В 1930-е годы на амбициозных экранизациях литературной классики сделал себе имя легендарный продюсер Дэвид Селзник. Профинансированный и спродюсированный им фильм «Унесённые ветром» долгое время оставался рекордсменом кассовых сборов. В послевоенное время крупнобюджетные техниколоровые экранизации в селзниковской традиции продолжали снимать голливудский маэстро Дэвид Лин («Лоуренс Аравийский»), французские режиссёры во главе с Максом Офюльсом и итальянец Лукино Висконти («Леопард», «Чувство»).

Особую группу исторических фильмов составляют многочисленные экранизации романов Джейн Остин (действие происходит во время Наполеоновских войн) и Чарльза Диккенса (основное место действия — Лондон викторианской эпохи). Они особенно характерны для кинематографа Великобритании, который вообще славится тонкими, тактичными экранизациями литературной классики — от оскароносного «Тома Джонса» до «Опасных связей» Стивена Фрирза.

Элегическое настроение при академической выверенности отличает экранизации британской классики, выполненные интернациональным дуэтом Мерчант и Айвори.