Трезвый водитель — концепция выбора группой друзей, собирающихся в бар (питейное заведение) или ресторан, одного водителя, который откажется от алкоголя на вечер, и сможет развезти всех по домам по окончанию вечера. Трезвый водитель химки должен оставаться трезвым, так как вождение после употребления некоторого количества алкоголя (0-0,5 промилле) запрещено в большинстве стран мира.

Концепция «трезвого водителя» появилась в Скандинавии в 1920 гг., и была развита в 1980 гг..

Эта концепция была заимствована в США в 1988 году благодаря проекту Harvard Alcohol, инициатива факультета здоровья при Гарвардском университете. С массовым участием телевидения, и голливудских киностудий, кампания популяризовала идею через социальную рекламу. Департамент по транспорту США в своих роликах использовал фразу «друзья не позволяют друзьям водить пьяными».