Готовые к использованию отечественные разработки слабо внедряются на промышленных предприятиях. Причина, в частности, в том, что затраты на внедрение не признаются налоговым ведомством как производственные, и предприятия вынуждены финансировать исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) из чистой прибыли. Это снижает привлекательность инновационной деятельности как для малых, так и для крупных предприятий.  

Об этом говорится в резолюции международного форума «Большая химия», проходившего в Уфе 26-28 мая.
Участники форума отмечают, что за рубежом ключевую роль в поддержке инноваций играют особые формы налогообложения затрат на НИОКР. Так, в Японии, Франции, Великобритании, Италии, Швеции, Корее налоговое законодательство предусматривает возможность стопроцентного вычета из облагаемого налогом дохода сумм, идущих на финансирование текущих издержек на НИОКР и инвестиций в соответствующее оборудование.
В западных странах срок амортизации химического оборудования равняется 5–7 годам. В России этот срок составляет от 10 до 20 лет, что негативно влияет на внедрение современных процессов в химической промышленности.
В связи с этим участники форума приняли решение: внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложение об уменьшении срока амортизации нового химического оборудования до 5–7 лет; предложить Правительству РФ внести поправки в налоговое законодательство, позволяющие включать затраты на НИОКР в себестоимость продукции, вычитать затраты на НИОКР из задолженности фирмы по налогам, списывать научное оборудование по ускоренным нормам амортизации. Кроме того, предлагается внести на рассмотрение Правительства РФ инициативу, предусматривающую вычет из налога на прибыль до 20% капиталовложений за инвестирование в оборудование, использующее энергосберегающие технологии, очистные сооружения или малоотходные решения.
Участники форума отмечают также отсутствие экономических стимулов для развития переработки внутри страны. Объясняется это тем, что система экономического регулирования устроена таким образом, что добывающим компаниям выгодно экспортировать большую часть объема нефти, газа, продуктов первичной переработки, и невыгодно перерабатывать это же сырье на предприятиях внутри страны или продавать его внутренним переработчикам.
Для сравнения приведены такие цифры: на долю нефтехимии в России приходится не более 8-10% совокупной выручки нефтегазовых компаний, в Западной Европе — 65-70% выручки компаний того же профиля.
«Среди причин создавшегося положения — наряду с системой ухода от налогов, практикуемой в российских компаниях, — объективная невыгодность переработки в сравнении с экспортом сырых продуктов. Инвесторы сталкиваются со сложностями проектирования, несоответствием российских СНИПов и других нормативных документов современным международным стандартам, с забюрократизированностью разрешительных процедур, запутанным многоуровневым регламентированием всех видов работ, направленных на реализацию инвестиционных проектов», — говорится в резолюции форума.
Среди предложений по этому пункту — подготовка комплекса документов, направленных на создание преференций для компаний, осуществляющих переработку нефтегазового сырья внутри страны.
В резолюции отмечена и нарастающая импортная зависимость по продуктам глубоких переделов, стратегическим продуктам и технологиям. По мнению участников форума, дисбаланс в сторону увеличения импорта продуктов глубокой переработки нарастает.
«Сегодня Россия обеспечивает себя базовыми полимерами лишь на 50%. Половина объема импортируется. При этом значительные объемы полимеров, производимых внутри страны, отправляются на экспорт, что стало результатом серьезных упущений в таможенной политике: при дефиците внутреннего рынка полимеров действуют нулевые таможенные пошлины на экспорт и высокие таможенные пошлины (10-15%) на импорт, что приводит к стагнации внутреннего рынка переработки, разрушает базу мощностей по переработке пластмасс, мотивирующую развитие отечественного производства полимеров на обозримую перспективу», — констатируют участники форума.
Действительно, Россия импортирует примитивные изделия из пластмасс из Китая, Турции, Кореи, стран Восточной Европы. Аналогичная ситуация наблюдается и в других секторах нефтегазохимии, чья работа зависит от регламентов таможенного ведомства.
В связи с этим предлагается внести в Правительство РФ инициативу о пересмотре таможенных тарифов по базовым полимерам, отмены пошлины на импорт полимеров и полимерных композиций вплоть до насыщения внутреннего рынка, а также проанализировать прочие рынки полупродуктов, оценить направления товарных потоков, ликвидировать дисбаланс, пагубно влияющий на создание добавленной стоимости внутри страны. Кроме того, полагают участники форума, нужна правительственная программа развития отрасли инженерных пластиков для машиностроения, кабельной отрасли и авиастроения.
Как уже сообщалось ранее, ключевым на форуме стал вопрос проектирования, строительства, эксплуатации продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье». Для этого участники форума считают целесообразным создание концессии с государственным участием.
В резолюции также отмечено отсутствие современных стандартов в области проектирования производств, отсутствие обязательных стандартов потребления на высокотехнологичную продукцию и мер «принуждения к развитию», непрозрачное ценообразование по отдельным видам продуктов, производства которых монополизированы. Отсутствует координация на рынке производства и потребления химических продуктов, входящих в цепочку переработки. Отмечается и низкое качество подготовки кадров для предприятий химической промышленности и недостаточное количество молодых специалистов.
Для решения этих первоочередных задач участники форума предлагают объединить усилия органов исполнительной власти и отраслевого бизнес-сообщества.

 Copyright 
  Анонсы новостей добавляются на сайт в автоматичеком режиме через RSS каналы:

  • news.yandex.ru
  • bashinform.ru
  • www.rg.ru