Ежегодно в Башкортостане заболевают раком более 100 детей в возрасте от 0 до 15 лет, около 130 в возрасте от 0 до 17 лет. В целом заболеваемость по республике составляет 15,5 на 100 тысяч детского населения, что сравнимо с международными показателями. Есть ли у этих детей шанс на выздоровление? Какую помощь они могут получить у нас в республике? За ответом мы обратились к главному внештатному детскому онкологу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, детскому онкологу Республиканского центра детской онкологии и гематологии при Республиканской детской клинической больнице Рустаму Байрамгулову.

— Рустам Равилевич, количество юных пациентов у вас и ваших коллег прибавляется, с чем это связано?
— Да, действительно, на протяжении последних несколько лет количество детей с онкологическими заболеваниями в республике увеличивается на 1% ежегодно, а для опухолей головного мозга на 2% ежегодно. Такая же ситуация наблюдается в целом по стране и в мире, идет рост заболеваемости. Возможно, это связано с тем, что достаточно хорошо налажен процесс учета таких больных, совершенствуется диагностика.
– Почему дети болеют раком?
— Причиной для болезни могут послужить множество факторов, в том числе наследственность, а также такие внешние причины, как радиация, некоторые химические вещества, плохая экология, некоторые вирусы. Поэтому онкологическим заболеваниям наиболее подвержены жители городов, в том числе и юные, где сосредоточены крупные промышленные предприятия – это Уфа, Салават, Стерлитамак, Ишимбай, Кумертау.
– Какие опухоли чаще всего встречаются у детей в нашем регионе?
– Их можно разделить на две большие группы: гемобластозы и злокачественные солидные опухоли. Гемобластозы — это онкологические заболевания крови и лимфатической системы, на их долю приходится около 40% случаев, в большинстве случаев – это лейкемия. Доля солидных опухолей в детской онкологии выше, около 60%. Наиболее часто встречаемыми из них являются опухоли центральной нервной системы, также встречаются опухли почек, мягких тканей, костей и т.д.
— Где и какая помощь оказывается в республике детям больным раком?
— Единственное место, где дети с диагнозом рак на сегодняшний день могут получить специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь в нашей республике, – это Республиканский центр детской онкологии и гематологии, существующий на базе Республиканской детской клинической больницы с 2002 года. Здесь оказываются все виды специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, за исключением трансплантации костного мозга и эндопротезирования крупных суставов. Основным структурным подразделением центра является отделение детской онкологии и гематологии на 40 коек.
— Мест хватает?
— Сегодня 40 коек нам уже не достаточно. В центр проходят пациенты со всеми видами рака, курс лечения одного больного может длиться от полугода до двух лет. Именно поэтому места в клиники практически всегда бывают заняты. Мы стараемся не создавать очередность и укладывать всех, так как рак — это жизнеугрожающая болезнь, здесь промедления быть не должно.
Вообще в республике должно быть отделение детской онкологии на 30 коек и не менее чем на 30 коек отделение гематологии. Помимо этого должны быть специализированные отделения реанимации для онкологических и гематологических больных, дневной стационар, а на территориях, то есть в районах не менее 8 детских онкологических кабинетов. В рамках республиканской программы модернизации планируется создание таких кабинетов на базе 9 окружных медицинских центров, но и это не поможет, если у нас не будет квалифицированных специалистов.
— Я так понимаю, кадровая проблема в медицине актуальна и для вашей структуры?
— Наряду с недостатком площадей, это одна из главных и важнейших наших проблем. На сегодняшний день в республике всего лишь два сертифицированных детских онколога, тогда как необходимость в них составляет еще 13 специалистов. Работа в этом направлении ведется, однако не так быстро, как хотелось бы.
Дело в том, что детские онкологи готовятся только через двухлетнюю ординатуру. Кроме того, очень трудно найти желающих пойти в нашу специальность, всем известно – это очень тяжелая работа, связанная с большими нагрузками, смертью и переживаниями. Другая проблема, это то, что получить образование по нашей специальности можно только в Москве и Санкт-Петербурге.
— Часто ли и в каких случаях вы обращаетесь за помощью к коллегам из других центров или направляете детей в федеральные лечебные учреждения?
— Наш центр специализирован на проведение химиотерапии и на выполнение хирургических вмешательств. Если возникает необходимость проведения лучевой терапии, мы отправляем своих пациентов в Республиканский онкологический диспансер.
В федеральные центры мы обращаемся при необходимости проведения трансплантации костного мозга, так как это направление в республике на сегодняшний день не освоено. Но работы ведутся. Тем более что наша клиника практически готова для выполнения трансплантации, осталось уладить некоторые технические детали.
Другая ситуация, когда мы направляем в федеральные центры, – это необходимость в эндопротезировании крупных суставов. При таких заболеваниях, как саркомы костей, это позволяет сохранить конечность. Мы могли бы проводить такую терапию и у нас, но у нас ограничено количество таких больных, около пяти в год, поэтому мы направляем их в столичные центры. Поэтому мы решили не осваивать эту технологию, тем более что на эти цели выделяются специальные квоты.
Также встречаются редкие, нетипичные для детей виды опухолей. Например, рак кишечника, которые мы видим не каждый день и, естественно, лучше лечить этих больных в каких-либо специализированных центрах.
— С какими проблемами в своей деятельности вы еще сталкиваетесь?
— В большинстве случаев нам приходится иметь дело с детьми на последних стадиях заболевания. В 70% случаев это III-IV стадия рака. Это говорит о том, что на местах нет должного контроля, нет онкологических кабинетов. На профилактических осмотрах детей в последние годы в республике рак не выявляется вообще.
Кроме того, родители должны знать о некоторых симптомах рака у детей, чтобы своевременно обращаться к специалистам.
Длительное увеличение лимфоузлов более 1,0-1,5 см, сохраняющееся более 2-3 недель, несмотря на антибиотикотерапию, особенно сопровождающуюся ухудшением общего состояния, увеличением печени, селезенки.
Необъяснимое ухудшение общего состояния, потеря веса, немотивированные подъемы температуры тела.
Опухолевые массы в животе, других частях тела.
Выделение крови с мочой.
Опухолевые массы, боли, усиливающиеся в ночные часы, в покое в каком-либо сегменте конечности.
Упорные головные боли, усиливающиеся в ночные, утренние часы, пробуждающие ребенка от сна, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, ухудшение зрения, судороги.
Свечение зрачка по типу «кошачьего глаза», что особенно заметно на цветных фотографиях, ухудшение зрения.
Меняющиеся невусы («родинки»).
При наличии этих симптомов или в случаях, когда имеет место необычное течение вроде бы известного заболевания, необходимо обращаться к детскому онкологу Республиканской детской клинической больницы.
Всегда нужно помнить, что рак у детей на сегодняшний день не является фатальным заболеванием с абсолютно плохим прогнозом, а при своевременной диагностике в большинстве случаев полностью излечим. На сегодняшний день около 70% детей с раком полностью излечиваются.

 Copyright 
  Анонсы новостей добавляются на сайт в автоматичеком режиме через RSS каналы:

  • news.yandex.ru
  • bashinform.ru
  • www.rg.ru