Программу, которую готовит для «Единой России» и Общероссийского народного фронта Институт социально-экономических и политических исследований, давно стали называть Народной. По словам лидера «Единой России» Владимира Путина, Народная программа ляжет в основу решений и действий Партии на следующие пять лет. Сегодня доработка Народной программы идет практически в круглосуточном режиме. Каждое ее положение является реальным руководством к действию, заявил руководитель социально-экономических и политических исследований Николай Федоров. Об этом сообщает ER.RU.
— К созданию Народной программы причастны более миллиона граждан нашей страны, выдвинувших свои способы решения волнующих всех нас проблем, это можно сказать без преувеличения, — сообщил Николай Федоров. — В Институт поступило свыше 15 тысяч конкретно сформулированных предложений. Процент предложений, включенных в программу, очень высок. Даже после детального обсуждения и проработки разделов с профильными членами федерального Координационного совета порядка 80-90 процентов поступивших идей остаются в Программе. У каждого региона есть свои особенности, определяющие характер и круг наиболее острых проблем, а также то, как они воспринимаются населением. В первую очередь наши эксперты обращали внимание на содержательность идеи. Полезные и актуальные предложения приходили из разных точек Российской Федерации – от Чукотки и Камчатки до Калининграда.
— Организации, не вошедшие в ОНФ, принимали участие в обсуждении Программы?
— Участники ОНФ внесли более половины из поступивших предложений. Но, естественно, учитывались также мнения и рекомендации всех жителей России, пожелавших внести свой вклад в работу над Программой. Мы прислушиваемся и к советам простых граждан, и к пожеланиям авторитетных экспертов, анализируем присланные нам материалы вузов, институтов Российской Академии Наук, многих других научных учреждений. В частности, Института экономики РАН, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Достаточно плотно сотрудничаем и с экспертными группами, которые занимаются совершенствованием Стратегии — 2020.
— Все предложения в Народную программу аккумулируют специалисты Вашего Института. По какому принципу обрабатываются и распределяются поступающие идеи?
— С Институтом работают более 200 экспертов федерального уровня и 400 — из всех регионов России. От них мы получаем рекомендации по решению проблем в сфере их профессиональной компетенции. Кроме того, пришедшие к нам предложения были систематизированы и по отраслевому признаку – все они основательно обсуждались в соответствующих рабочих группах. Разделы Программы, сформированные по итогам глубокого анализа поступивших предложений, рассматривались с членами федерального Координационного совета Народного фронта и ключевыми экспертами в соответствующих областях, после чего еще дорабатывались. Хочу отметить, что мы опирались, в том числе, и на положительный опыт некоторых регионов России, а также других стран. Сегодня предложения продолжают поступать. Доработка Программы идет практически в круглосуточном режиме.
— На Ваш взгляд, Народная программа – это документ рекомендательного характера или реальное руководство к действию? Каким образом будут выполняться ее положения?
— Народная программа призвана ответить на наболевшие вопросы, которые сегодня волнуют миллионы людей: это нехватка детских садов, качество дорог, образование и медицинское обслуживание, проблема алкоголизации населения и многое другое. Мы предлагаем конкретные способы решения насущных проблем, исходя из того, что каждое предложение должно быть содержательным, а главное — реализуемым. Ничего абстрактного и декларативного. Идеи и ключевые инициативы, заложенные в документе, нашли понимание и поддержку экспертов, лидеров общественных организаций, членов федерального Координационного совета ОНФ. Сегодня наш Институт приступил к подготовке плана действий по воплощению в жизнь положений Народной программы. Но самое важное — все согласованные решения должны стать обязательными для исполнения депутатами от «Единой России» и ОНФ. По сути, это руководство для законопроектной работы Государственной Думы нового созыва. Поэтому пустых обещаний в Народной программе не будет.
— Вы перечислили часть проблем, которые больше всего волнуют россиян. Что еще они хотят изменить?
— В работе над Программой мы постоянно обращались к данным актуальных социологических исследований, а также к результатам опросов населения, проводимых Общероссийским народным фронтом и «Единой Россией». Эти сведения позволяли нам живо чувствовать круг проблем, которые большинство россиян считает наиболее важными для себя и страны в целом. В этом рейтинге лидируют, как ни грустно об этом говорить, алкоголизм и наркомания, инфляция и рост цен на товары и услуги. Далее следуют безработица, уровень доходов населения, коррупция и бюрократизм. Высокую значимость имеют ситуация в сфере ЖКХ, а также вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, положение молодежи. Кстати, на сайте Института в разделе «О Народной программе» размещена подробная справка, в которой не только перечислены наиболее острые проблемы России с точки зрения ее граждан, но и представлен анализ ситуации в разрезе социальных групп.
— Кто будет реализовывать Народную программу в регионах, муниципалитетах? Может для этого понадобиться создание дополнительных ведомств?
— Институт разработал методические рекомендации по подготовке во всех регионах, муниципалитетах, селах планов первоочередных действий по обустройству жизни. В них речь пойдет о том, как навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве, сделать лучше дороги, больницы, школы, благоустроить улицы – словом, реализовать все, что важно для жителей России. Сегодня практически все муниципалитеты страны подготовили такие планы. На очереди — аналогичные документы региональных властей.
В итоге каждый человек, где бы он ни жил, будет иметь возможность контролировать процесс решения своей конкретной проблемы. Каждый россиянин будет видеть не только то, что делает федеральный центр на своем уровне, но и сможет строго спросить с представителей местных властей за неисполнение их прямых обязанностей.
Реализовывать Народную программу будут избранные депутаты и представители исполнительной власти. Мы не считаем правильным и целесообразным создание новых ведомств: плодить чиновников ни к чему. Им, как и всем нам, нужно каждодневно, неустанно и плодотворно работать на благо родной страны.
— В рамках ОНФ прошло обсуждение Народного трехлетнего бюджета. Как Народная программа коррелирует с Народным бюджетом?
— Народный бюджет – один из механизмов реализации Народной программы. Ведь каждое ее положение необходимо воплощать в жизнь — а это вопрос, в том числе, и финансирования. И на площадке Народного фронта министры и рядовые граждане вместе определяли приоритеты расходов государственного бюджета. Эффективность такой формы работы стала очевидной практически с первых заседаний, когда под натиском аргументов участников — членов Народного фронта суммы на те или иные жизненно важные для страны проекты пересматривались и иногда вырастали в разы.
— На встрече с Владимиром Путиным Вы отметили, что ряд тем, нашедших отражение в предвыборной программе «Единой России» и ОНФ, следует вынести на более широкое, общенародное обсуждение. В частности, это повышение до 21 года возраста, с которого допускается продажа алкогольной продукции. Какие еще темы, нуждающиеся в дискуссии, стоит выделить?
— Помимо этого, мы предлагаем ряд мер для формирования более приемлемой и справедливой тарифной политики в сфере ЖКХ: ввести социальную норму потребления коммунальных ресурсов, в пределах которой «заморозить» рост тарифов на уровне инфляции.
Полагаю, что весьма важной инициативой в сфере охраны здоровья граждан, представленной ОНФ на суд жителей России, властей и экспертного сообщества, является предложение о всеобщей диспансеризации населения. Это обеспечит своевременное выявление и более эффективное лечение заболеваний, а также может быть установлено в качестве одного из факторов, влияющих на индивидуальные для гражданина условия обязательного медицинского страхования. Для водителей интересным будет предложение о мерах по ликвидации так называемой «презумпции виновности», когда показания сотрудников ГИБДД, составивших административные протоколы, не ставятся судами под сомнение.
И еще очень важная инициатива: в такой огромной стране как Россия должно стать правилом, а не исключением «пилотирование» реформ – проверка социально значимых нововведений на примере отдельных регионов с последующим внедрением в масштабах всей страны лишь после подтверждения результативности. Это помогло бы предотвратить принятие многих поспешных решений, таких, например, как монетизация льгот и платная любительская рыбалка.
Также мы продолжим обсуждение законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан»: он вызвал немало нареканий со стороны медицинских работников. В частности, против форсированного принятия нормативного правового акта, который мог породить дополнительные проблемы, как для медиков, так и для их пациентов, активно выступал член Общероссийского народного фронта, известный врач и общественный деятель Леонид Рошаль. Уверен, что Министерство здравоохранения и социального развития и представители российского медицинского сообщества выработают компромиссное решение.
В средствах массовой информации уже идет живое обсуждение некоторых из наших инициатив. Мы открыты для дискуссий, в том числе и для обоснованной критики. Ждем также и экспертных оценок. И до тех пор, пока работа над Программой продолжается, мы ожидаем от граждан России активного участия, новых идей и мнений по всем темам и вопросам, которые стоят сегодня наиболее остро перед обществом.