30 августа отмечается 165-летие открытия Караван-Сарая в Оренбурге. Этот комплекс является одним из наиболее значительных памятников башкирской истории и культуры.
В переводе с персидского «караван-сарай» — «дом караванов», «постоялый двор»- большая придорожная постройка, обычно окружавшая двор, где караваны останавливались для ночного отдыха. Такие сооружения встречаются повсюду в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки вдоль главных торговых путей на расстоянии дневного перехода (30 км) каравана верблюдов. Караван-сараи строились не только у дорог, некоторые размещались у въездных ворот города или внутри городской застройки. Строительство Караван-Сарая в Оренбурге, начатое в 1838 году по инициативе губернатора Василия Перовского, завершилось в 1844 году. Целью строительства комплекса было размещение в нем канцелярии командующего Башкиро-мещерякским войском и устройство ночлега для приезжих. Проект был разработан архитектором Александром Брюлловым (старшим братом известного художника Карла Брюллова). Архитектурный комплекс, включающий в себя Башкирский народный дом и мечеть, сооружался при активном участии башкир, которые собрали основные денежные средства (804 тысячи рублей) и приняли непосредственное участие в его возведении.

Архитектурный образ Караван-Сарая воссоздавал стиль традиционного башкирского аула, отраженный архитектором по просьбе башкир. Его основная часть — три каменных двухэтажных здания с внутренним двором. С южной стороны к нему примыкают два каменных здания, между ними — парадный двор с двумя воротами. Восьмиугольная мечеть с куполом занимает в комплексе центральное положение. Минарет как самостоятельное сооружение завершает композицию Караван-Сарая. Такой архитектурный комплекс, связанный с традициями караванной торговли, не имел аналогов в этом крае.
Торжественное открытие мечети Караван-Сарая состоялось 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1846 года. Генерал-майор Григорий Жуковский, командующий Башкиро-мещерякским войском, позже так описывал это событие: «Тридцатого августа, торжественный день тезоименитства Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Николаевича ознаменован в Оренбурге особого рода празднеством, бывшем по случаю открытия Богослужения в устроенной при башкирском Караван-сарае Магометанской мечети. Празднество это, данное собственно магометанам, по отличительному характеру своему от обыкновенных праздников в России заслуживает внимания, тем более, что целью его было не одно народное увеселение, но, во-первых, чтобы показать магометанам, что Правительство, пекущееся о благосостоянии народа всех мер, исповедуемых в Империи, заботится и о благолепии храмов их, желая, чтобы каждый подвизался в правилах своей религии, как источнике добрых дел…».  В Караван-Сарае были размещены учреждения по управлению башкирами, постоялый двор для приезжих, мастерская и школа для башкир.
Спустя 19 лет, в 1865 году, после передачи Башкиро-мещерякского войска в ведение Министерства внутренних дел и ликвидации его управления, Караван-Сарай отобрали у башкир, в нем были размещены квартира и канцелярия губернатора, губернские присутственные места, комиссия по размежеванию башкирских земель. Для служителей мечети были оставлены две небольшие квартиры. Это вызвало возмущение башкир, под письмом о возвращении незаконно отнятого Караван-Сарая подписалось около десяти тысяч человек. Однако просьба башкир не была удовлетворена. В 1867 году губернатор Николай Крыжановский ходатайствовал о переносе мечети и минарета в другое место, ссылаясь на недопустимость соседства губернских учреждений с мусульманскими культовыми заведениями. Но Министерство внутренних дел, опасаясь народных волнений, не дало на это разрешения.
Башкирский областной съезд Советов, состоявшийся в Оренбурге в июле 1917 года, объявил Караван-Сарай национальной собственностью и в нем разместилось Башкирское центральное шуро. 8-20 декабря 1917 года в здании Караван-Сарая прошел Всебашкирский учредительный съезд, который утвердил провозглашение Башкирским областным шуро автономии Башкортостана и образовал первое Правительство республики. В 1917-1918 годах здание Караван-Сарая являлось резиденцией Правительства Башкортостана и штабом Башкирского войска. В феврале 1918 года нарком по делам национальностей Иосиф Сталин подписал декрет о его передаче башкирскому народу. В 1920 году в здании Караван-Сарая был открыт Башкирский институт народного образования, преобразованный позже в Башкирский педагогический техникум. В начале 20-х годов прошлого века архитектурный комплекс был передан Киргизской Республике, а в 1934 году — Оренбургской области. С августа 1960 года Караван-Сарай охраняется государством как архитектурный памятник. Ныне в Караван-Сарае размещается ряд областных учреждений и ведомств. Мечеть остается действующей. В течение многих лет башкиры поднимали вопрос о передаче Караван-Сарая в собственность Башкортостана, что нашло отражение и в одном из обращений I Всемирного курултая башкир(июнь 1995 года). В 2007 году, когда отмечалось 90-летие провозглашения национально-территориальной автономии Башкортостана, на здании Караван-Сарая была установлена мемориальная доска в честь этого знаменательного события.
Караван-Сарай остается одной из главных достопримечательностей Оренбурга, а для башкир он, по-прежнему, — национальная святыня, с которой связаны многие важные страницы истории, культуры и религии.

 Copyright 
  Анонсы новостей добавляются на сайт в автоматичеком режиме через RSS каналы:

  • news.yandex.ru
  • bashinform.ru
  • www.rg.ru